Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 10

Т.е. историю средневековья необходимо рассматривать не как историю гос-в, а как борьбу империй и папства.

Господствуют следующие доктрины:

·  тринитарный догмат. Мир  –  пастбище. Пастырь  –  церковь. У пастыря есть псы  –  дворяне, есть стадо  –  народ, который надо пасти. Основой данного учения является иерархичность и четкое определение соц. статуса в обществе. Империя была восстановлена в конце 8-го века, кода король Карл Великий объединил все западные земли и был коронован.

Разногласия между Папой и императорами:

1)  чья власть первична;

2)  кто имеет право вводить налоги;

3)  кто имеет право назначать.

Император стремиться быть духовным властителем.

·  теория двух мечей. У Христа два меча, которые он отдает Петру. Петр отдает один меч Папе, а другой  –  императору.

·  теория двух светил. Основа  –  Христос, т.е. церковь,  –  солнце, светская власть  –  ночное светило.

Намечается стремление к первоначальному христианству: против богатства церкви и против вмешательства церкви в светскую власть.

ТЕОРИЯ ГРЕХА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И ЕЁ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ.

1. По католицизму: бог – судья, дьявол – прокурор, Христос – адвокат, человек – подсудимый.

У православных грех – это болезнь ==> христианство – это больница. По католической доктрине: Христос после вознесения оставил свою власть Петру, который передал власть римским епископам, которые являются наместниками бога на земле. Если бог имеет всю полноту власти над людьми, то римские епископы начинают притязать на всю полноту власти в западной Европе. Появляются Лжеисидоровы декретарии (?). состоят из частично подложных, частично истинных документов. Там – грамота о «Константиновом даре».

Император Константин разделил империю на восточную и западную части. Все римские католические ереси в это время не были чисто вероучениями, а были направлены против существовавешго строя либо обосновывали претензии на власть императора. Император, противоставляя себя папе римскому, развивает доктрину Мелки Серена(?) – это царь, который встретил и благословил Авраама. Спор между папой и императором – из-за назначения священников и из-за вмешательства папы в светскую власть. В это время начинается движение францисканцев, то есть движение к первоначальному христианству и за упрощение церковной иерархии. В политико-правовом плане они обосновывали суверенитет монарха и находились в оппозиции к папе. Франциск смог создать законченное учение.

В начале XIII в. в Европу с арабского Востока начинает проникать учение Аристотеля.

2. Фома Аквинский. Монах, итальянец, доктор теологии. Основная заслуга – в синтезе учения Аристотеля и догм католицизма. Фома Аквинский начинает исповедовать в Европе доктрину естественного права. Выделяет следующие формы законов: источником всего и закона(?) является воля бога. Бог – первичный законодатель, из него выходят все оставшиеся законы.

Классификация законов по Фоме Аквинскому:

·  законы божественные и человеческие.

·  законы естественные и позитивные.

Божественный естественный закон – это воля бога, император устанавливается строение мира, первичная духовная иерархия, отношение бога с иными его порождениями.

Божественный позитивный закон – это воля бога, выраженная во вне. Относят священное писание, священное предание, как способ толкования писания, учения отцов церкви, акты римской власти.

Человеческий естесвенный закон – это отражение божественного естественного закона в природе, то есть: запрет кровосмещения, на убийство соплеменников, закон размножения, законы разумного общежития.

Человеческий позитивный закон – те нормы, которые принимаются властью. Он должен соотвествовать всем вышеперечисленным законам. Если он не соответстует, то настувают последствия: если нарушаются божественные законы, то человеческие законы нужно не исполнять; властитель, издавший его должен отлучаться от церкви. Если человеческий закон не соответсвует естественному закону, то его можно не исполнять.