Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 31

Протопоп Аввакум консервативно направление в расколе, националист, за сохранение византийской симфонии без изменений. Выступал против всяческого рода знаний. Отождествляет себя и церковь.

В 1721 под влиянием идей Феофана Прокоповича – ректора славяно-греко-латинской академии, иезуитского воспитанника в России образуется священный Синод – государственное ведомство православного исповедания под руководством обер-прокурора. Под влиянием Пётр I принимает титул самодержца, то есть лица, которое не ограничено во власти, как светской, так и церковной. Церковь непосредственно выступает государственным институтом, который подчиняется государю и не имеет право выступать против государя. Феофан Прокопович вносит в российское православие протестантизм ==> отождествление церкви и государства, подчинение церкви интересам государства.

Симеон Полоцкий.Выпускник киево-могеженской (?) академии ==> учится в Виленской иезуитской академии, переходит в униатство, вступает в Орден Хуёв (?). Принимает православие и монашеский постриг в Полоцком богоявленском монастыре. Поэт. Трактат «Жертвы(?) правления», посвящает Алексею Михайловичу во время суда над Никоном. С солнцем сравнивает царя, с луной – царицу. Задача церкви – помогать государю и не перечить его воле. Царь должен творить правду и справедливый суд, быть милостивым по отношению к подданным и не быть жестоким.

Юрий Книжанич. Трактат «Политика». Латинский священник, поступивший на службу к русскому царю с целью обращения в католичество и введение в семью европейских монархов. Под эгидой русского государя предлагает объединить все славянские народы ==> первый идеолог панславянизма. Направления в его учении:

·  общая характеристика политико-правовых учений в Европе;

·  характеристика русского государства и выявление причин его непринятия в Европе;

·  предложение конкретных способов реформирования российского государства.

Он критикует германцев за навязанную ими имперскую идеологию. Цель этого Книжанича – включение России в состав Европы для противопоставления германской империи и объединения всех славянских государств. Для этого русский царь должен принять католичество или униатство. Критикует учение о трёх царствах (по Библии возможно признание только 3 царств, последний правопреемник – Священная Римская Империя германской). Выступает за право любого народа создать своё государство и не выводит древность из каких-либо знаменитых предков. Критикует норманскую теорию возникновения русского государства, доктрину: Москва – третий Рим, использование титула царь и российского двуглавого византийского орла. Книжанич за учреждение в России королевской власти, считая титул царь исконно славянским. Предлагает языковую реформу и создать эквиваленты в русском языке всем иностранным словам. Предлагает мероприятия по улучшению жизни народа (организовать иностранную торговлю, усиливать ремесленников, вводить новые виды деятельности, закрепить за каждым сословием отдельный вид одежды и жилища, ввести в деревнях должность старосты для слежения за лентяями и заставления их работать). Цели Книжанича – создание предпосылок для создания в России общественного договора(?). Король должен даровать народу определённый закон, который бы регламентировал все стороны жизни государства. Три плохих и три хороших формы правления. Лучшая форма – самовладство, причём наследуемое. Король должен быть философом, обладать необходимыми знаниями для управления. Наследник тоже должен готовится. Наследниками не могут быть чужеземцы и женщины. Критикует современные русские законы за крайнюю жестокость, взяточничество судей и чиновников. Предлагает создать новый кодекс (?), который будет справедливым и отвечать интересам населения. Повысить жалование должностным лицам.