Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 3

Основное влияние на полит.-правов. доктрину Китая оказал Конфуций. В 3 года его отец умирает, мать дает ему хорошее образование, он поступает на гос. службу. Затем он  –  первый в Китае профессион. преподаватель. Разрабатывает учение о добродетели и стремиться к проповедованию его для чиновников. В 60 лет поступает на гос. службу и потом оставляет ее.

Основа учения  –  учение о добродетелях  –  о наиболее правильном поведении в обществе.

Добродетель иерархична и выступает в отношениях:

·  между правителями и подданными;

·  между отцом и сыном;

·  между мужем и женой;

·  между братьями.

Каждая подчиненная сфера должна выполнять то, что предписано ее статусом, т.е. выполнять не за страх, а за совесть, а управляющая сторона (сторона, имеющая власть). не должна использовать свою власть во вред подчиненной стороне, т.е. управлять при помощи законов нельзя.

Наиболее действенное управление достигается, если человек добродетельно подчиняется.

Гос-во возникает из семьи, т.е. семейные отношения Конфуций переносит на гос-во, т.е. как люди почитают своего отца, так они должны почитать императора. Император  –  это не властелин, а человек, который управляет своей семьей ради блага всех членов.

Конфуций отдает особое предпочтение церемониям, что благодаря им вырабатывает почтительность (правда, без ритуала  –  оскорбление). Ритуалы (установленные правила поведения) позволяют управлять гос-вом. Гос-во делится на высших, лучших и худших, т.е. лучшие д. управлять, а худшие д. их содержать. Чтобы стать лучшим, необязательно им родиться. Лучший  –  это образованный, т.е. занимать должность и быть необразованным нельзя.

Конфуцианство как доктрина отрицает законы как средство управления обществом, т.е. в основе общества  –  добродетель. Человек, который живет в обществе по совести, по установленным ритуалам.

Конфуцианство  –  этическое учение о содержании правовых норм. Конфуций не уделяет внимания внеш. форме принуждения.

Моизм. Моцзы  –  лидер повстанческой группировки опред. партии, которая пыталась опред. путем изменить существовавший строй.

В основе  –  учение о справедливости (о равенстве всех людей). Моцзы сохраняет монархич. форму правления. Императором д.б. лучший. Критикует богатых за то, что они блюдут свои интересы. Каждый человек, обладающий должными знаниями, может занимать опред. посты. Критикует Конфуция за доктрину добродетели. После смерти Моцзы учение не применялось.

Легисты (Шан Ян). Названо так из-за жесткого следования правителя писанным нормам, т.е. внешним формам права. Шан Ян прославился учением о жестоких наказаниях, т.е. люди изначально злы, т.е. нуждаются в исправлении. Щан Ян ничего не говорит о содержании данных правил поведения. Законы должны регулировать все отношения жизни общества. Нарушение законов  –  жестокое наказание.

Шан Ян строит свою политику на принуждении и силе, а не добродетели, как Конфуций. Властитель не отвечает перед народом за содержание норм, народ д. подчиняться безропотно. Между легистами и сторонниками Конфуция  –  гражд. война. => Конфуцианство признано единственно верным учением. Но сохранились жестокие наказания, которые приняли форму ритуала. Форма  –  лич. и нравств. поведение.

Китай не мог достигнуть опред. прогресса. В Китае не было учений о республике, т.е. д.б. император, и это сохранилось.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ДРЕВНЕГО РИМА.

1.  Общая характеристика.

2.  Полит.-правов. воззрения Сократа.

3.  Полит.-правов. воззрения Платона.

4.  Полит.-правов. воззрения Аристотеля.

5.  Полит.-правов. воззрения Полибия.

1. Древние греки  –  суперэтнос, населяющий вост. Средиземноморье. К 4 – 3 веку до н.э. достигли расцвета. Это националисты, т.е. если негрек => варвар, которого можно и нужно обращать в рабство.

Древ. Эллада состояла из множества городов-государств, т.е. каждое гос-во имело свою полит. систему, т.е. именно древ. греки смогли разработать учение о формах гос-ва.