Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 20

Монах Филофей и концепция Москва – третий Рим – это старец псковского монастыря написал несколько посланий Ивану Грозному, псковскому посаднику и так далее. Он был иософлянином (?). Выступал за царскую власть, за содейство церкви и государства, осуждал царя за тиранию. Божья благодать передаётся не народу, а царству, если последние не живут по законам божьим, то эта благодать переходит другому царству. Христианство возникает во время римской империи, Константинополя, Константинополь пал (монарх стал забывать законы божьи) – иссякла божья благодать, осталась лишь Москва, куда и перешла вся благодать. Московскому князю принадлежит роль в объединении всех православных государств, в восстановлении и торжестве православия.

ДОФИГА САМОСТОЯТЕЛЬНО.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ БУРЖУАЗНОЙ ГОЛЛАНДСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

1.  Общая характеристика учений.

2.  Учение Гуго Гроция.

3.  Учение Баруха Спинозы.

1. В XVII в широко распространяется кальвинизм. Голландия принадлежит Испании. В Испании – принудительная христианизация. Голландия – морская торговля à третье сословие распадается, среди них появляется буржуазия. Древнеиудейская концепция завета перерастает в концепцию общественного договора, но его стороны и содержание меняется. Люди находятся в догосударственном состоянии и обладают всей полнотой прав. Все ученые характеризуют это состояние по-своему. Сперва – «золотой век», люди жили во взаимной приязни. Затем шла «война всех против всех». Люди пользуются теми правами, которые принадлежат им от рождения. Стремление людей к ликвидации этой войны, к восстановлению золотого века побудили людей отказаться от части своих прав в пользу нового образования, которое будет призвано уравнивать людей в их интересах, т.е. люди отказываются от части своих прав и передают их государству, которое создается на основании соглашения, согласно которого организуется верховная власть, имеющая право казнить или миловать и оно нахуй-нахуй ей поддержку.

В период буржуазной революции – доктрина Фомы Аквинского о естественном праве, т.е. признается существование права естественного и права позитивного. В естественном праве акцент делается на содержание нормы, в позитивном – на форму. Человек всегда стремится к оправданию своих притязаний и поступков. Голландцы – кальвинисты. В средние века Бог – естественное право, а в следующие века Бога уже забывают. Концепция Бога была убрана. Право нуждается во внеправовом обосновании. Голландские юристы – Гроций и Спиноза формируют рационалистический взгляд на мир, т.е. убирают из права теологическую подоплеку, но право не может существовать без определенной подоплеки.

Концепция права человека и права государства – квазибожественная концепция (заменяет Бога).

Протестанты отбросили прежний критерий истины. «Я преуспеваю, значит, я есть критерий истины»

2. Гуго Гроций – голландский политик, мыслитель, юрист, один из идеологов «юридического мировоззрения» (весь мир – сфера действия права). Труды «О праве войны и мира», «О праве добычи». Считается создателем международного права. В данный период в Европе начинают формироваться два мифа, которые опосредуют нашу жизнь до настоящего времени:

1)  миф о науке, которая может разрешить все общественные противоречия и проблемы;

2)  миф о прогрессе – общественные науки всегда прогрессируют, улучшают жизнь человека, прогресс всегда связан с наукой.