Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 29

Кант – идеолог немецкой буржуазии, один из основоположников либерализма, но при сохранении сильной государственной власти. Государственная власть призвана контролировать и обеспечивать автономию воли. Народ у Канта – высший суверен, но суверенитет народа не влияет на наличие королевской власти. Немцы начинают различать народ как источник власти королевскую власть как гарант законности и независимости. Кант критикует теорию отеческого(?) управления, считая, что люди, самостоятельно справляющиеся со своими проблемами, королевская власть должна лишь поддерживать внешний порядок и обеспечивать законность. Разделение власти на три ветви:

1)  законодательная власть – принадлежит народу и реализуется через парламент;

2)  исполнительная власть принадлежит кабинету (сюда и суды);

3)  княжеская власть – контролирует и сдерживает вышеназванные.

Канта считают одним из основоположников теории правового государства по причине того, что государство Кант определяет как способ реализации категорического императива на практике, то есть государство – правовой механизм. Государство должно быть подчинено нормам права.

Отвергает право народа на восстание.

3. Возникает как германская реакция на европейскую концепцию естественного права и общественного договора. Объектом критики является бездоказательность и умозрительность данных концепций. Развивают тезис Монтескье о том, что в каждом государстве свой дух законов. То есть в основу своей теории сторонники исторической школы права положили тезис о народном духе как источнике права и позитивного законодательства. То есть позитивное право возникает как развитие народного духа, которое развивается подобно языку, обогащается, включают в себя новые положения, то есть не зависит от какого-то абстрактного естественного права. Позитивное право – чисто человеческое учреждение, которое зависит только от условий жизни данного народа и нравственных качеств нации. Рассматривают доводы исходя из эволюции римского права. Разгромив бездоказательные концепции теории общественного договора, вводят новую априорно существующую величину – народный дух, которая изначально консервативна и не приемлет никаких изменений, обособлена от иностранных государств. Сформулировали методологию и понятийный аппарат современной теории права и оказали огромнейшее влияние на развитие политико-правовой мысли в части доказанности и уменьшения априорно существующих величин. Впервые ввели в теорию изучение фактического материала.

4.

5. Гегельфилософ, политик, историк, объективный идеалист. Родоначальник диалектики («спекуляции»). Гегель – попытка возвращение идей Платона в новое время. Рассматривает право с двух позиций:

·  с точки зрения философии(?) права;

·  с точки зрения юриспруденции.

Юриспруденция изучает позитивное право (законодательство). Философия права – саму идею права и её реализацию в реальности. В основании философии Гегеля – учение о духе, развитие которого – по ступеням:

1)  субъективный дух (психология, антропология);

2)  объективный дух (мораль и право);

3)  абсолютный дух (религия, философия и искусство).

Философия права – анализ объективного духа с точки зрения абсолюта и право тоже подразделяется на три категории. Выделяют три понятия права:

1)  право как идея, то идея свободы индивида;

2)  право как мерило свободы индивидов;

3)  право как система позитивного права.

Право как идея может противопоставляться праву как позитивному праву. Но право как позитивный закон – всегда отражение права как идеи. Гегель выражает двумя категориями:

·  право как вещь в себе. Мерило свободы, мерило свободы индивидов;

·  право как вещь для себя. Это возможность разграничивать интересы.

На уровне субъективного духа право развивается по следующей цепочке: