Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 6

Плохие: тирания (один управляет в своих интересах), олигархия (многие управляют в своих интересах), демократия (управляют все). Все греки выступали за цензовую демократию, за отсечение демоса от управления. Управлять д. богатые или зажиточные.

5. Полибий  –  общ. деятель эпохи завоевания Греции Римом, историк. Его взгляды изложены в 40 книгах об истории. Основная идея  –  поиск причин возвышения Рима.

Рим достиг своего благосостояния за счет смеш. формы правления. Для стабильного развития гос-ва необх., чтобы в нем сочетались все формы правления В Риме наличествовала управляющая власть (2 консула), есть аристократия ( патриц. Сенат), и демократия (плебейское Собрание).

Полибий известен своими взглядами об эволюции форм правления. В естеств. состоянии люди нуждаются в координирующем управлении, и наиб. мудрый человек м. создать гос-во и стать царем. Царь осуществляет власть а интересах всех, передавая власть первоначально наиболее умному. Далее цари начинают передавать власть по наследству. Поэтому появляется тирания. Народ свергает тирана, и монархия дискредитирует себя, поэтому появляется аристократия. Аристократия вырождается в олигархию, т.е. правители начинают грабить людей в своих интересах. Народ свергает олигархов и появляется демократия. Т.е. стремление к свободе превышает стремление к богатству. Демократия постепенно вырождается в оклократию  –  власть толпы. Толпа забывает все з-ны и выбирает тирана. Рез-т тирании  –  деградация общества до первобыт. состояния. Далее  –  тот же путь.

ПОЛ.-ПР. ВОЗЗРЕНИЯ ДР. РИМА.

1.  Общие положения.

2.  Цицерон.

3.  Стоики.

4.  Рим. юристы.

5.  Пол.-пр. доктрина христианства.

1. Др. Рим  –  наиб. продолжительная по времени мировая цивилизация, влияние которой испытал весь мир. Отличие Др. Рима  –  изначальная противоречивость общ. строя. Борьба между 2-мя классами привела к расширению. Рим м. развиваться по 2 путям:

·  победа 1-го класса над другим и греческий путь;

·  перенесение внутр. противоречий во внешние.

Рим возник как город-государство. Члены римской общины (патриции) вводят в Рим 2-й класс  –  плебеев. Рим. община представляла 2 класса, каждый из которых имел свой собственный взгляд на справедливость, на земельный з-н. Основа развития Рима – борьба вокруг земельного з-на. По первонач. з-ну, каждый патриций и плебей имеют право на опр. участок земли, однако основные земли  –  в руках патрицианства, а плебеи получают земли за счет завоеванных земель.

Религиозный Рим представлял классич. политеистическое гос-во. Римляне вели свое родоначалие от Инея, т.е. одного из вельмож, бежавшего из Трои. Рим  –  достаточно четкое стратифицированное гос-во, в котором каждая из страт выполняла свои функции. Римляне пытались ощущать себя частью единого целого. Рим  –  нация военных, администраторов, юристов, т.е. Риму свойственен поиск отточенных формулировок, регуляция отношений между антагонистическими классами. Рим знаменит юриспруденцией.

Рим в своей эволюции проходит несколько периодов:

1)  царский (от Ромула до Тарквиния Гордого);

2)  сенатский (от изгнания Тарквиния до 1-ых триумвиратов);

3)  принципата

4)  доминита. 476 г.  –  падение Рима, т.е. переход рим. идей в Константинополь.

Появление городской бедноты способствовало тому, что к власти начали приходить люди с деньгами и уважаемые в армии.

2. Цицерон Марк Тулий  –  политик, юрист, претор, сенатор. Сторонник республики, идеолог республиканского Рима. Цицерон синтезировал классич. греч. представления о гос-ве и праве и перевел их в классич. рим. действительность. Цицерон перефразировал в учение о человеке, стремящемся жить в гос-ве, т.е. о союзе людей, которые объединены правом и имеют общую цель. Гос-во – общее дело, публичная корпорация, которая имеет общую цель и имеет единые правила поведения. В основе права лежит справедливость, т.е. неизменный з-н природы. Позитивное право д. соответствовать данной справедливости и выражать ее принципы. Справедливость едина для всего мира, однако народ формулирует справедливость для себя. Римляне жили в праве. Цицерон признает рабство, однако считает раба скорее наемником, чем говорящим орудием. Рабство заложено в природе, и поэтому обращение природного раба в фактического  –  благо. Господин обязан обеспечить рабу необх. уровень жизни, обеспечить его нормальной жизнедеятельностью.