Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 17

Баден считает, что бог является первоначальным и единственным источником власти и он традиционно «помазывает на царствие монарха», который получает всю полноту власти. Источник власти на определённой территории – власть суверена, монарха, то есть того человека, произвол которого ничем не ограничен. Суверен имеет право отдавать окончательные распоряжения. Признаки суверенного государства:

·  независимость в своих решениях;

·  право сбора налогов;

·  право чеканки монеты;

·  право назначения высших должностных лиц;

·  право суда.

Неограниченность власти – во власть не может вмешаться ни папа, ни император.

Теория обоснования внутреннего возмущения народа против засилья иностранце. Он обосновывает необходимость сословно-представительной монархии (король, получивший свою власть от бога и от народа, к мнению которого он прислушивается). Боден использует концепцию естественного права. Король правит по божьему праву, но издаёт законы позитивного права. Дополнительное позитивное право должно соответствовать воле бога и законам природы. Король не должен творить лишнего произвола.

3. В католицизме и православии существует 2 вида догматов веры:

1)  догмат веры, то есть мнение, выраженное церковными соборами либо непосредственно в писании, сомнение в котором влечёт за собой обвинение в еретичестве (догмат троицы, бог – это бог-человек);

2)  учёное мнение – теологумен. Это суждение о каком-либо богословском вопросе, который однозначно не сформулирован в писании, то есть теологумен – это мнение богословов о толковании определённого пункта писания. Теологумен может быть оспорен, но только доктором теологии, который должен предложить свою трактовку спорного момента.

Догмат об индульгенции базируется на теологуменах:

1)  признание наличия Чистилища, в которм люди должны пребывать до наступления страшного суда;

2)  папа римский – правопреемник Христа и имеет право выступать от его имени.

Христос и святые каноники за свою жизнь много добрых дел и заслуг, которые могут быть переданы папой другим лицам. Индульгенции – документ, позволяющий папе засчитывать заслуги других святых в счёт грехов конкретного человека. Только в юридическом сознании древних римлян мог сложится догмат об индульгенции, не имеющий ничего общего с догматом веры.

Мартин Лютер. Августинский монах, настоятель в церкви, доктор теологии. Германии необходимо было это учение, чтобы освободится от католического гнёта. Весь 15 в. западная Европа провела под знаком борьбы за церковные соборы. Лютер до конца жизни оставался католиком, когда папа объявил его еретиком и приговорил к сожжению, то он выдаёт монашек замуж за монахов, а сам женился на монашке (?).

Отличия протестантизма от католицизма - это отрицание протестантами священного предания (толкование текстов священного писания) в качестве источника веры. Основной постулат протестантов – это то, что человек может оправдываться только верой. Вера без дел мертва – говорили католики. Лютер в своих возражениях против (?), исходит из деления права на естественное и позитивное, но естественное право он начинает отделять от божественного, то есть естественное право – это установленные законы природы, основы человеческого общежития и так далее. Лютер говорит, что вся власть происходит от бога. Но церковь, как общество верующих, не должно подменять собой государство и каждый человек подчиняется государству, которое находится с обществом в определённых договорных отношениях. Вера – это внутренне дело каждого человека и вере человеку не нужны посредники. Он отвергает всю католическую церковную иерархию, то есть сввященники у Лютера – выборные люди, знающие писание. Лютер не призывает к преобразованиям, кроме того, как исключить церковь как политический институт. Лютеранство сменило власть духовную на власть светскую.