Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 21

Джон Локк считает естественное право разумом людей, который изначально существует в любом обществе. Данный разум предлагает людям объединяться в обществе, и именно этот разум опосредует все общественные законы. Позитивное право у Гроция – это общественный разум, выраженный вовне. Он разделяет право и политику; в основе права – справедливость, в основе политики – целесообразность, т.е. юридическая и политическая наука изучается раздельно. Так как разум тождественен у всех людей, человеческая справедливость также тождественна à Гроций ставит задачу выведения универсальной системы правовых норм, универсальных принципов, которые могут быть применены ко всем народам. Гроций считает, что первоначально люди пользовались только естественным правом, которое выводилось на основе частного права; люди могли договориться между собой, у них не было частной собственности, но в процессе развития появлялось имущество à население начинает защищать то, что считает своим, но силы у людей неравные – естественное право не получает своей защиты. Таким образом, встает вопрос о создании золотого века, т.е. возникает необходимость в формировании власти как способа разрешить противоречия между людьми. Выделяет два вида естественных прав:

1)  то, что вытекает из самой природы человека;

2)  то что человек стремится назвать своим, т.е. позитивное право – это человеческие притязания, имеющие статус общеобязательности.

Люди передают обществу свои права и, следовательно, государство – это организация, обладающая всеми естественными правами людей; население уже не обладает никакими естественными правами и не может требовать их соблюдения от государства. Опровержение тезиса «народ имеет право на восстание». Он имеет право только на пассивное сопротивление, т.е. восстание возможно при нарушении таких прав, как право на жизнь, право собственности, и если восстание не причиняет вреда невиновным. Каждый человек имеет право защищать свои притязания силой, таким образом, самозащита своих прав по гражданскому договору переносится на сферу нахуй-нахуй отношений. Война – это нормальное явление по естественному и божественному праву. О божественном праве Гроций говорит очень мало, это у него часть естественного права. Войны бывают:

·  справедливые (с позиции пользы, равного распределения и равного доступа);

·  несправедливые.

Справедливость – это естественное качество человеческого разума. Справедливая война – это война, направленная на восстановление своих прав, на понуждение к исполнению договора.

Войны также делятся на:

·  частные (между гражданами);

·  публичные (между организациями граждан).

Гроций считается родоначальником рационального юридического мировоззрения, т.е. фактически он начал формировать общую теорию права, разработал ее категорический аппарат.

Международное право – право, которое возникает в результате договоров двух и более держав, т.е. международное право принадлежит только нескольким державам, хотя право войны принадлежит всем державам.

3. Спиноза – три трактата: «Богословско-политический трактат», «Политический трактат», «Этика». Спиноза был пантеистом – не признавал одного Бога, обожествлял всю природу. Был иудеем, а затем кальвинистом. Каждый человек обладает естественным право, т.е. естественное право – это то, что человек может достичь, или все, что он может желать. Люди защищают свое естественное право силой, следовательно, право как универсальное мерило поведения человека не существует, люди находятся в состоянии взаимной неприязни, но они достаточно умны, чтобы найти выход из данного положения и стремятся к установлению определенных ограничений – они передают часть полномочий вновь созданному верховному институту и в результате утрачивают часть естественного права, приобретая взамен стабильность и правосудие.