Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 15

Мусульманская правовая доктрина наиболее полно отражается в брачно-семейном праве, то есть она позволяет заимствовать элементы западного права при условии их непротиворечия нормам шариата. В настоящее время мусульманская доктрина теряет значение источника права, но остаётся доминирующим фактором правообразования.

Учение Ибн Халдуна – самостоятельно.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ КИЕВСКОЙ РУСИ.

1. Основные проблемы политико-правовой историографии Киевской Руси. Изучение политико-правовых воззрений Киевской Руси зависит от иделогической направленности исследователя.

Основные вопросы: является ли Киевская Русь единым государством, либо Киевская Русь – это союз равноправных княжеств. Политико-правовые воззрения Киевской Руси традиционно рассматриваются с точки зрения, что Киевская Русь – единое государство ==> делается вывод о переносе шапки Мономаха в Москву. Традиционно история политико-правовых учений Киевской Руси изучается с точки зрения православия. До 11 в. православие и католицизм – это была единая религия – православные храмы появились в Киеве благодаря стараниями католических монахов. Обоснование суверенитета Киевской Руси от Византии – ещё одна дискуссия.

Учения данного периода характеризуются направлениями:

·  обоснование централизации земель вокруг Киева либо обоснование деценстрализации;

·  воззрения, напрвленные против иных конфессий и в первую очередь против евреев;

·  воззрения, направленные на самостоятельность государства в решении внешнеполитических вопросов.

Византия – 6-7 в. битва с мусульманами, которые вытесняют Византию из Мессопотамии. Иудейские общины договаривались с мусульманами.

2. Политико-правовые воззрения Иллариона. Илларион, его слово о законе и благодати. Илларион – это «Ярославов книжник», это первый митрополит, который был поставлен на митрополию благодаря взятке. Основной труд – «Слово о законе и благодати» – содержало политические заметки о соотношении Ветхого и Нового заветов. Илларион желал погибнуть за Христа от рук иудеев. Сравнивает ветхий завет с той водой, которая должна смыть скверность с сосуда человеческой души, который затем должен быть наполнен молоком благодати. Ветхий завет был дан людям, которые не были готовы воспринять Христа. Это мягкая пища, а учение Христа – это пища взрослого. Если закон позволяет людям не нарушать заповеди под страхом наказания, то благодать позволяет людям жить во Христе.

Данный трактат сыграл значительную роль в жизни Киевской Руси, значительно уменьшило влияние на князя иудеев. Илларион считает, что Киевская Русь – это самостоятельный субъект международного права, который не зависит от Византии и недолжен ей подчиняться. Илларион определяет дальнейшее направление русской политико-правовой мысли.

·  князь – это единовластный господин всей земли;

·  князь должен поддерживать церковь, не вмешиваясь во внутренние дела;

·  князь должен быть справедливым;

·  князь должен противостоять боярам, другим группировкам;

·  князь должен опираться на дружину;

·  князь должен единоначально осуществлять суд.

3. Политико-правовые воззрения Владимира Моноваха. При Владимире Мономахе Киевская Русь достигла наибольшего рассвета, но начинают усиливаться сепаратистские тенденции. Он написал «Поручение детям», «Послание Олегу Черниговскому», «Отрывок».Он выдвигает свои мысли по поводу централизации Киевской Руси, по поводу причин её раздробленности и так далее.

Политико-правовые воззрения Владимира Мономаха и Даниила Заточкина – самостоятельно.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ.

В 14-15 в. в западной Европе начинается время, которое характеризуется переносом акцентов в культурной и художественой жизни. Целью и предметом искусства является человек, его реальная общественна и политическая жизнь. Религия теряет свои позиции как источник искусства. Происходит увлечение греческой и римской философиями, греческой культурой, искусством.