Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 18

Томас Мюнцер. Представитель революционно-плебейского течения реформации – выражал интересы бедных крестьян и рабочих. Его интересы – стремление к возвращению к первоначальному христианству, равенство всех перед богом и законом, стремление построить царство божие силой. Должны быть уничтожены сословные привилегии, крепостное право.

Жан Кальвин. «Наставление в христианской вере» в 3 томах. Он написал только одно произведение и не сомневался в его верности.

В основе кальвинизма:

·  оправдание человека верой;

·  изначальное предопределение человека.

Бог определил, кто спасётся, а кто погибнет. Человек не может понимать свою судьбу по тому, как у него идут дела в настоящее время. Основное в кальвинизме: вера в бога и в свою правоту, выполнение возложенных обязанностей, отказ от увеселения и так далее. Протестанты, уничтожив живого папу, создали в качестве папы библию – каждый протестант сам себе папа. Кальвинисты ставили человека во главу угла. Главное – личное спасение. Вся власть исходит от бога, люди не имеют права восставать против существующей власти, кроме случаев, когда исчерпаны все иные способы сопротивления. Духовная власть принадлежит консисториям, которые определяют направления развития государства. Консистория состоит из наиболее уважаемых членов общества. Удел человека – работа, через которую бог даёт шанс спастись. В западной Европе возникает течение тираноборцев, то есть ряд авторов, выступающих от имени народа, идеологически оправдывали нежелание аристократии подчиняться монарху.

4. 3-е сословие разделяется на 3 социальных группы:

1)  купцы и буржуазия;

2)  зависимые крестьяне и большая часть горожан (их взгляды по большей части отражал Т.Мюнцер);

3)  люди, не имевшие средств к существованию, которые оказывались лишними в данной жизненной ситуации: разорившееся крестьяне, вечные подмастерья и так далее.

К XVI-XVII в. в западной Европе накопилось значительное количество деклассированных и асоциальных элементов, которые также стремились к восстановлению социальной справедливости.

Томас Мор. Написал «Утопия», где государство – это заговор богачей, которые имеют своей целью эксплуатацию высшего остального населения. Мор строит идеальное государство, где ликвидирована частная собственность как источник неравенства и зла. Утопийцы равны друг другу, они все должны трудиться под руководством специальных лиц. Равенство достигнуто:

·  путём минимализации потребностей;

·  и путём установления всеобщей трудовой повинности.

У утопистов отсутствуют правонарушения, связанные с частной собственностью, но остаются правонарушения, связанные с дурной природой человека ==> борьба с преступностью – основная задача общества. Присутствует рабство – из-за войн. Рабами становились военнопленные, преступники, лица, специально купленные для этих целей. Утопийцы управляются – 30 семей выбирают филарха, 10 филархов – 1 протофиларха, протофилархи – принцепса из 4 кандидатур, предложенных народом. Существует Сенат и народное собрание. Принцепс правит пожизненно, но может быть смещён, если подозревается в тирании. Он управляет единолично, изредка совещается с сенатом. Основа жизни – принуждение к труду и минимальному потреблению.

Свой трактат Томазо Кампанелла назвал «Город Солнца». Во главе государства стоит метафизик, то есть лицо, обладающее наибольшим количеством достоинств. Метафизику подчиняется 3 должностных лица, которые называются по функциям, которые они выполняют: мощь, мудрость, любовь. Мощь – оборона, поддержание правопорядка, осуществление правосудия. Мудрость – образование, сельское хозяйство, обеспечение населения всем необходимым. Любовь – забота о семье, духовном росте населения, его досуге и так далее. Каждому из этих 3 должностных лиц подчиняется ещё 3 должностных лица. Метафизик и 3 подчинённых ему должностных лица могут быть смещены в случае, если найдётся другой человек, превосходящий их по своим качествам. Метафизик и должностные лица правят единолично.