Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 4

Начало полит.-павов. мысли Греции связано с именами 7 мудрецов. В основе полит.-прав. учений  –  учение о первичном элементе (материи). Выделяя полит.-прав. стихию в качестве первичной, греки выстраивали свою систему построения и возникновения мира.

Греки рано начали разделять идеальн. и реальн. миры, т.е. идеальн. мир (потом разработал Платон)  –  истинный мир, отражение которого представляет реальн. мир.

Цель грека  –  познать идею и первооснову. Греки по натуре  –  философы, поэты, мудрецы и т.д. (а римляне  –  практики). Греки под руководством Александра Македонского, создан империю, колонизовали Азию своей культурой, т.е. создали "феномен эллинизма". В 1 веке н.э. на греч. язык переводится Библия, т.е. учение о едином Боге-спасителе.

Особенность греков  –  это их стремление к отточенным категориям.

1-ые полит.-пр. воззрения греков проявились в мифах. Первонач. бог был свергнут, т.е. власть божественна, и могла захватываться. Богиня справедливости Фемида  –  дочь Зевса, т.е. справедливость  –  не высш. богиня, т.е. верх. божество м.б. несправедливым. Основн. категория  –  логос, т.е. абстракт. начало, положило начало всему существующему на земле. Цель грека  –  жить соответственно данному началу. Греки начали разделять мир на идеальный и реальный миры.

Стремление греков к абстрактности проявилось в учении Пифагора о иерархии цифр, т.е. каждое явление имеет свое цифровое значение, и соответственно этому числу следует изучать место явления в мире.

Греки придерживались позиции справедливости, которая рассм-ся с т. зр. формального равенства и воздаяния за заслуги. Справедливость м.б. иерархична. Пол.-пр. учение греков  –  учение, освящающее отношения между свободными, однако признает законность и целесообразность рабства.

2. Сократ  –  один из 1-ых философов. Основа  –  учение о справедливости. Справедливость  –  то должное и целесообразное, что д.б. в оношениях между людьми. Сократ идеализировал законное и справедливое , которое д. совпадать, однако если они не совпадают, то д. преобладать законное.

Сократ разделяет право на естественное  –  изначально существующая справедливость, и позитивное  –  право, принимаемое гос-вом. Сократ не являлся юристом. Он формировал этические представления о должном и справедливом.

3. Платон  –  ученик Сократа. Происходит из знатного афинского рода, считается начальником объективного материализма. Трактаты "Гос-во", "З-ны" и т.д.

Мир состоит из мира идей и мира вещей. Существует абстрактная идея, которая соответствует всем земным явлениям. Самое негативное действие имеет в своей основе идею. Цель любого грека и любого гос-ва  –  соответств. идеальное отношение в обществе. Стремление  –  поиск идеальной формы гос-ва.

2 модели идеального гос-ва Платона:

1)  гос-во д. состоять из 3 классов:

·  философы  –  лица, призванные к управлению;

·  воины  –  защищают гос-во от внеш. врагов;

·  земледельцы, ремесленники  –  люди, которые управляются философами и защищаются воинами, и за это обязаны их обеспечивать.

Деление людей на классы Платон объяснял так: боги примешивают опред. металл к душе человека: золото  –  философам, серебро  –  воинам: медь  –  3-му сословию. Платон допускает переход между 2-мя высшими сословиями.

В основе всех бед социума  –  частная собственность, поэтому фил-фы и воины не д. ее иметь. Они лишены част.собственности, отсутствует институт постоянного брака, они обеспечиваются из гос. казны.

Дети, рожденные у фил-фов и воинов, воспит-ся гос-вом, которое берет на себя заботы о их распределении.

Ремесленники имеют част. собственность, имеют семьи и управляются з-нами, которые им дают фил-фы.

Данная модель гос-ва пригодна только для бгов. Т.е. Платон акцентирует внимание на процедуре смены форм гос-в.

Любое гос-во (кроме идеального) имеет свою цель. В идеальном гос-ве выделяют несколько наиболее умных фил-фов, которые концентрируют власть в своих руках, т.е. появляется аристократия, цель которой  –  стремление к почитанию и управлению. Позднее умершая аристократия сменяется на стремление к военным походам и земной славе, т.е. к власти приходит военначальник  –  наступает тинократия.