Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 8

В идеале любое лицо является равным и свободным. Частное право  –  право, регулирующее отношения между свободными, между равноправными субъектами хозяйственной и гражданской деятельности. Рим развивался в направлении равной правоспособности.

Римляне разработали теорию о норме и стремились к конкретным формулировкам, хотя каждая формулировка м.б. опровергнута. В основе рим. права лежат естественные права; отношения между народами  –  право народов; гражданские отношения  –  jus civile; право рим. граждан  –  наиболее замкнутое. Римляне начинают разрабатывать междун. право, считая войну средством достижения естеств. рез-та  –  мира. Все противники Рима  –  враги и разбойники. Разбойники  –  те, с кем Рим не воюет, но кто нарушает права Рима.

5. В 1 веке до н.э. иудеи переводят на греч. язык Библию. Еврейский Бог неплохо сочетался с греч. Логосом. К 1 веку н.э. в Иудее складываются 3 партии:

1)  сабдукеи: наиб. богатая верхушка, соблюдает з-н, но готова к сотрудничеству с др. нациями;

2)  фарисеи  –  представители средних и мелких классов (стремятся к беспрекословному и точному исполнению з-нов);

3)  зелоты (назареи)  –  наиб. революционная часть иудейства, стремившаяся с оружием в руках восстановить Царство и сделать ее полит. гегемоном в мире.

Есел  –  аскетический способом достиг благословения Бога.

Христианство первоначально появляется как маленькая секта в иудействе, т.е. Христос приходит. Иудаизм, который выступает предшественником христианства следует рассматривать:

·  первоначальный иудаизм, который основывался на Священном Писании, которое сформулировано до 1 века до н.э.

·  талмудический иудаизм, который сформулирован в 1 веке до н.э. Основа  –  Талмуд, т.е. система толкований Библии.

Талмуд. иудаизм регулировал все стороны жизни общины. Основа  –  богоизбранность евреев и последующее господство иудеев над всем миром.

Первоначально христианство не было пол.-пр. доктриной, оно представляло собой учение о спасении. Христос  –  мессия, который пришел спасти мир, пораженный грехом, т.е. Христос, не отменяя сложившиеся институты власти, дает учение о спасении. Мессия в иудаизме  –  полит. деятель, который установит царство Израиля во всем мире. Основа христианства  –  учение о церкви, т.е. учение о союзе Бога и людей. Данный союз м. находиться вне гос-ва и характеризуется личным обещанием послушания Богу. После грехопадения Адама и Евы в мир вошла смерть, и Господь, чтобы люди могли спастись обещал послать сына своего. Христианство имеет в своей основе иерархию, т.е. формальное равенство христианству чуждо. Христиане выступают против свободы, которая рассматривается как наличие свободной воли, как возможность отказаться от предписанного Богом. Основа христианства  –  закон любви, и в противоположность ему христиане ставят свободную волю. Первоначально церковь отождествляется с простой общиной верующих, которая преследуется властями. 313 г.  –  император Константин Великий признал христианство господствующей религией. Т.о. христ. церковь, которая была гонимой, победила основные ереси и выстояла все мучения, теперь имеет возможность гос. принуждения. Данный факт рассматривается двояко: католики считают, что церковь впустила в себя мир и все грехи мира; православные  –  церковь получила гос. признание, и это считается благом. Если иудеи и мусульмане развивались как государство-церковь, т.е. любой человек, исповедовавший религию, являлся гражданином гос-ва, то христианство не создает гос-ва. Оно приходило в др. гос-ва, и христианство становилось политикой. В последующем отношения церкви и гос-ва строятся на основании 2 теорий:

1)  т.н. папацезаризм: Папа является властелином мира, а все светские властители ему поклоняются.

2)  цезарепапизм: глава гос-ва  –  монарх, а церковь не д. противиться гос. интересам, т.е. церковь из богочеловеч. организма в этом смысле превращается в гос.-пр. институт.