Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 7

Цицерон выделяет 6 форм правления по количеству царственных персон и по цели правления. Эти формы являются простыми и недолговечными, т.к. отсутствуют сдерживающие факторы. Идеальным является смеш. гос-во, т.е. Др. Рим. Цицерон за свою активную полит. деятельность получил звание защитника Отечества. В основе позитивного права лежит справедливость, причем если позитивный закон несправедлив, то это не право. З-н не м. выходить из правил чел. общежития и з-на природного вообще. З-ны д. издаваться в соответствии с компетенцией, иметь преамбулу, в которой объяснялись причины принятия з-на, а также ссылки на положения естест. права.

Цицерон разработал теорию идеального чиновника. Это д.б. богатый, образованный человек, высоконравственный и высоко моральный человек.

3. Рим не выработал своей гос. идеологии в сфере духовной. В духовной идеологии Рим был пуст. В Риме не было единого культа. Официальный культ  –  культ императора, который признавался богом, перед статуей которого раз в год приносились жертвы.

В духовной сфере рим. идеи разделялись:

1)  эпикурейство  –  стремление к наслаждению;

2)  стоицизм  –  стремление к аскетизму, к постижению смысла жизни.

Наиб. известны рим. стоики  –  Сенека и Марк Аврелий Антоний.

Чел. тело не все подвержено внеш. рабству, ибо дух человеческий  –  господин тела, т.е. свободный дух м.б. и у фактического раба и рабом м.б. свободным.

У Сенеки существует 2 гос-ва:

1)  всеобщее гос-во богов, существующее на всей территории земли;

2)  временные и частные проявления такого гос-ва, существующие на опред. территории.

Основной догмат стоицизма  –  отречение от страстей, выполнение своего долга и отказ от удовольствий. Стоики верят в судьбу как в источник развития общества.

Право делится у Сенеки на естественное и позитивное.

Марк Аврелий рассм-т гос-во как 2 града: небесный и всеобщий, земной град. По Марку Аврелию, каждый человек является рабом своего положения, а для освобождения необходимо воздержание.

4. Право имеет божественное происхождение и именуется термином "fas".

Право естественное  –  "jus". Также римляне использовали термин "lex"  –  закон.

Право в Риме формулировали несколькими путями:

1)  Эдикты преторов. по сути это перечень прецедентов, который претор обязывался защищать во время своего правления.

2)  консультации юристов, которые давались в письменной форме в присутствии свидетелей в виде ответа на вопрос. Представляли собой поиск наиболее оптимальной нормы права.

3)  постановления Сената, акты консулов, декреты императоров и т.д.

Первоначально рим. право имело множество источников, т.е. каждая норма вырабатывалась на основании права, применяемого к конкретному случаю.

2-3 века  –  императоры стараются придать статус з-на своей воле. В это время источником права стали признаваться высказывания юристов, т.е. император дает право юристу создавать право.

Свою завершенность рим. право получило в кодификации Юстиниана, которая состоит из 3 частей:

1)  Институции, т.е. учебник по рим. праву;

2)  Дигесты  –  собрание высказываний рим. юристов по пр. регулированию;

3)  Императорские конституции;

4)  в последующем  –  новеллы.

В Др. Риме высказывания 5 юристов были признаны з-ном, а также высказывания тех юристов, на которых ссылались указанные юристы.

Рим. право делится на частное и публичное. Частное – отношения, входящие в интересы частного лица. Публичное  –  интересы совокупности людей либо гос-ва в целом.

Римляне разработали теорию лица как субъекта права. Следующее определение правоспособности:

1)  раб или свободный;

2)  мужчина или женщина;

3)  патрон или клиент.

Теории ЮЛ в Риме разработано не было, однако римляне знали и признавали публичные корпорации:

·  наличие опред. имени, не связанного с именем членов;

·  определенное количество имущества;

·  ответственность участников за деяния, совершенные от имени корпорации.