Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 14

2. Основные правовые категории ислама. Мусульманская политико-правовая доктрина оперирует двумя основными терминами: халифат и шариат.

Ислам – это не религия в европейском понимании. Это универсальный регулятор жизнедеятельности исламского общества, то есть в отличие от христианского мира мусульмане сохранили обусловленность религией всех остальных социальных регуляторов. О праве Коран содержит мало указаний. Источники мусульманского права:

1)  Суна – жизнеописание Мухаммеда;

2)  Хадиссы – книги сподвижников Мухаммеда;

3)  Мнения учёных-правоведов;

4)  Судебные усмотрения и правовая доктрина.

Мусульманское право складывается как право учёных-юристов, то есть происходит толкование норм Корана и предложение универсальной модели общественного регулирования на основании данных норм. Любая норма мусульманского права является нормой и не может быть устаревшей (отменённой). Первоначальное развитие мусульманского права идёт по иджетихаду(?) – то есть нормы права создаются судами. В 9-10 в. создаются правовые школы – толки. В 11 в. иджетихад был прекращён и судьи должны были выбирать при рассмотрении конкретного спора норму, установленную одним из толков. Мусульманское право создаётся учёными-муджтахидами, то есть знатоками ислама. Мусульманство – это очень гибкая религия. Мусульманам не нужно было создавать право, за них это делал ислам. Государственное устройство у мусульман характеризуется термином халифат, то есть руководство общиной. Разные течения по разному определяют права и обязанности халифата. Сунниты, признающие сунну, считают, что халифат (светская власть) и имаммат (религиозная власть) занимают различные положения. Шииты не признают Сунну и считают, что халиф – только лицо, являющееся прямым потомком пророка от дочери его Фатимы. У Шиитов Имам – это одновременно и духовный и светский лидер общины. Религиозное у шиитов подчинено светскому. Халиф в своих действиях связан мнением общины, которая имеет возможность контролировать его действия, давать советы, то есть Халиф не должен ничем выделяться из числа других мусульман, он несёт только обязанности. Халифу в деятельности помогает коллегия муштахидов и халиф должен быть учёным-богословом. Имам в своеё деятельности не подчиняется никому и несёт ответственность только перед Аллахом.

Особенность ислама – синтез ислама, древнегреческой мифологии, а также философией Платона и Аристотеля. Халифат рассматривается в качестве идеального города, то есть определённой вневременной и внетерриториальной общиной. Мусульмане до настоящего времени признают себя единой общиной. Халифат нецелесообразно считать монархией, хотя власть может передаваться по наследству. Халифат постепенно превращается в монархию. Выделяют 3 периода халифата:

1)  истинный халифат – первые 4 халифа;

2)  халифат с элементами монархии – халифат периода аббасидов;

3)  монархия, носящая название халифат.

Мусульманское право подчиняется законам Шариата, той системе норм, которая наиболее обеспечивает соблюдение воли Аллаха. Мусульманам преписывается быть веротерпимыми, не разрушать храмов иных регилий, не кощунствовать над их святынями, то есть мусульмане должны склонять к исламу своей жизнью. Мусульмане несут обязанность по защите всех жителей общины, члены других конфессий не несут этой обязанности и должны платить большие налоги. Наличие у мусульман доктрины с одной стороны законсервировало развитие права, с другой стороны сделало его гибким. Любое новое отношение может быть отрегулировано на основании Корана, и противоречий никогда не возникало. Современное мусульманское законодательство – это нормативно выраженное закрепление доминирующего в государстве правового толка. Мусульманское право представляет собой сборник мнений учёных юристов. К 19 в. учёные начали систематизировать мусульманское право.