Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 9

-  Игры  "Да – Нет"  с географической картой.

Тренинги

Игры «Да – Нет» на горизонтальной плоскости

Цель: Учить детей сужать поле поиска на горизонтальной плоскости. Использовать при этом  понятия «правая – левая», «дальня - ближняя»  части стола; центр,  угол, сторона стола.

* Игра  "Да – Нет" на горизонтальной плоскости

Цель: угадать геометрическую форму на столе

Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекают часть плоскости стола.

Оборудование: стол, на котором расположены вразброс разные геометрические формы.

конус

круг

                              шар

квадрат

                       куб

цилиндр

                             призма

овал          

            треугольник

прямоугольник

играющие

 

Игровое действие: отгадать геометрическую форму с помощью сужения поля поиска на плоскости (загадан шар, расположенный в правом дальнем углу).

Вопросы, на которые отвечают «да»:

−  Это геометрическая форма находится в дальней части стола?

−  Эта геометрическая форма  находится в правой  дальней части стола?

−  Эта геометрическая форма находится в дальнем правом углу?

−  Это шар?

Результат: геометрическая форма найдена.Выявлено основное правило игры.

Игры  "Да – Нет" на вертикальной плоскости (на учебной доске)

Картинки располагаются в любом порядке и  любой классификационной группы. Цель: сужение поля поиска с помощью ориентировок «правая - левая» сторона доски,  центр доски, выше-ниже центра доски, угол и сторона доски.

Игры  "Да – Нет"   на вертикальной плоскости  можно проводить используя  изображения букв алфавита, чисел, названия сказок или сказочных героев, картин художников и т.д.

* Игра  "Да – нет" с буквами.

Цель: угадать букву, расположенную на доске

Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекают часть вертикальной плоскости доски. 

Оборудование: учебная доска, на которой  написаны буквы алфавита вразброс.

ЕВС

Ж

                    И

                                      С

Х         Н          Н

Д

И

Л

А                К                

           О

Л С В

Ф

            И

В

С   Т   А

Игровое действие: отгадать букву алфавита  с помощь сужения поля поиска (загадана буква «И», расположенная в нижней левой части доски).

Вопросы, на которые отвечают «да»:

-  Это  буква  находится в левой  части доски?

-  Эта буква  находится в нижней левой части    доски?

-  Эта буква находится ближе к  левой нижней части доски?

-  Это буква И?

Результат: отгадана буква и закреплен алфавит. Выявлено основное правило игры.

Игры  "Да – Нет"  со сменой точки зрения в зеркальном и боковом вариантах

В данных играх производится изменение места нахождения играющих по отношению к горизонтальной плоскости: играющие находятся  за столом напротив друг друга, то есть в "зеркальном" положении или играющие  находятся за столом в боковом расположении друг относительно друга. При этом вводятся правила: играющие должны задавать вопросы с точки зрения загадывающего. Используются фразы типа: «Эта фигура находится в правой части стола по отношению к вам?", "Эта фигура  расположена в ближней правой части стола по отношению к вам?».

Игра  "Да – Нет" с портретами сказочных героев

Цель: угадать, где на столе находится портрет сказочного героя.

Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы часть плоскости стола с использованием  понятий «правая – левая», «дальня - ближняя»  части стола, угол, сторона стола. Отгадывающий задает вопросы с точки зрения загадывающего человека.

Оборудование: стол, на котором расположены вразброс портреты сказочных героев.