Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 17

транспорт – для перемещения человека в пространстве (перемещение может быть по воде, по земле, по воздуху и др.);

посуда – для удержания пищи; она помогает удержать ее не только в момент употребления пищи, но и в момент приготовления;

одежда создана человеком для сохранения тела от внешних воздействий, она удерживает тепло человека и создает комфортные условия для него;

печатная продукция (книги, газеты, журналы и др.) создана человеком для сохранения и дальнейшей передачи информации.

Творческие  задания

на закрепление знаний о классификации объектов рукотворного мира

Аналогично проводятся тренинги с картинками других классификационных групп (продукты питания, бытовая техника, мебель, лекарства, здания – сооружения и др.)

−  Чем этот объект помогает человеку? Дети обсуждают назначение рукотворного объекта и определяют принадлежность к классу или группе.

−  Если я хочу…то, что мне поможет… Ребенку предлагается какое-либо дело «Построить снежную горку без лопаты» и подобрать объекты рукотворного мира, которые помогли бы это сделать.  Взрослым поощряются  нестандартные ответы детей (крышка от кастрюли, горшок из-под цветов, разделочная доска). Цель такого тренинга – расширить представление детей о назначении рукотворных объектов.

«Классификация объектов по заданному признаку»

Все объекты мира  имеют некоторый набор общих признаков – цвет,   форма,  размер, материал, составляющие части и др. При проведении тренингов по классификации объектов по заданному признаку можно договориться с ребенком и придумать схемы. Примером  могут служить составленные нами схемы Приложение № 3.

Тренинги проводятся  по всем основным признакам без определенной последовательности. Главная особенность проведения тренинга – знакомство с одним признаком и его последующей схематизацией.

* Игра  «Хвосты и ноги – части животных»

Цель: Учить детей делить представителей животного мира по признаку ЧАСТЬ.

Предложить ребенку изобразить схематически признак ЧАСТЬ. Дать обобщенное представление, что у всех объектов животного мира есть части, но они разные.

Правила игры: Разложить  на столе картинки с объектами животного мира на три группы (первая группа – животные имеющие хвосты, вторая группа – имеющая ноги, третья групп – не имеющая ни того, ни другого).

Оборудование: Набор картинок с изображением представителей животного мира. Количество картинок с изображением представлений этих групп не ограничено.

Игровое действие:  Взрослый предлагает разложить картинки на три группы. При раскладывании у ребенка возникают проблемные ситуации, когда одно и то же животное имеет и хвост и ноги, предлагается  ребенку решить самому по степени важности этой части, в какую группу  положить картинку. Взрослый комментирует, что части есть у всех животных, но они разные. Предлагается нарисовать по-своему схему этого признака. Схемы используются для дальнейшего развития игры.

Результат: Ребенок понимает признак части, и он присущ всем представителям животного мира.

Аналогично проводятся игры с картинками предметов рукотворного мира на закрепления признака ЧАСТЬ.

Необходимо понимать, что все перечисленные нами признаки ОБЯЗАТЕЛЬНО присущи всем объектам материального мира. Если нам кажется, что рыба не издает звука, то она может плескаться -  мы это слышим. Рыба издает звуки, но человеческое ухо не воспринимает их. Рукотворные объекты под воздействием  могут скрипеть, шуметь, стукаться друг о друга – а, значит, издают звуки. Все в мире имеет запах и вкус. Человек это не всегда воспринимает, а  воспринимают другие представители животного мира,  это связано с  низким порогом чувствительности человеческих анализаторов.

Творческие  задания

на закрепление знаний по классификации объектов рукотворного  и природного

мира по заданному признаку

−  Чудесный мешочек. На столе разложены карточки со схемами признаков. Ребенок, доставая из чудесного мешочка картинку, объясняет  значение признака этого объекта. «Картинка с изображением эскимо-мороженого по очереди прикладывается к схемам признака, и  ребенок называет значение признака данного объекта. Эскимо имеет форму овала, цвет - коричневый, запах – пахнет молоком, части - палочка и мороженое и  т.д.».