Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 6

Игры «Да – Нет» с оговоренным числовым рядом. С детьми обсуждается и принимается  для игры определенный числовой диапазон, например  числовой ряд от 10 до 70, или от 40 до 100.

*  Игра «Да – Нет» с числовым  рядом от 20 до 80 десятками

Цель: Освоение детьми сотни десятками с помощью зрительного представления числового ряда.

Условия: перечислять числа нельзя, вопрос принимать только тот, который сужает поле поиска.

Оборудование: числовая лента  с десятками без единиц от 20 до 80.

20

30

40

50

60

70

80

Игровое действие: отгадать загаданное число с помощью алгоритма сужения поля поиска (загадано – 80)

Вопросы, на которые отвечают «да»

-  Это между 50 и 80?  - «И да, и нет» (ребенок должен понять, что загаданное число одно из этих двух чисел).

-  Это число состоит из 8 и 0? -  «Да»

-  Это 80! -   «Да».

Результат: найдено число  и закреплены правила игры.

Ориентиром успешности ребенка служит   выработанное умение отгадывать  десяток от 0 до 100 без наглядного изображения  на ленте.

Игры  "Да – Нет" с числовым  рядом от 0 до 20

Цель: обучить порядковому счету от 0 до 20. Закреплять понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущее», «последующее», «серединное»,  «крайнее» число. Продолжать учить сужать поле поиска в линейном ряду.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Сначала с помощью бумажной ленты, затем без нее.

Творческие задания

В зависимости от качества освоения детьми игр с числовой лентой от 0 до 20  возможны усложнения заданий:

Игры «Да – Нет» с числовым рядом от 0 до 100. Числа на ленте изображены на равном расстоянии друг от друга. Это делается для того, чтобы ребенок сгибал ленту и находил серединное число.

Игры «Да – Нет» с числовым рядом от 0 до 100 без зрительного восприятия.

Игры с линейкой. «Как узнать рост Дюймовочки?» Создание проблемной ситуации: нарисовать Дюймовочку в соответствии с ее реальным ростом. Дюйм – примерно 2,5 см, поэтому предлагается использовать линейку.  Сужая поле поиска на линейке надо выйти на 2,5 см. Затем начертить на листе бумаге данный размер и вписать в него фигуру маленькой девочки. Расскажите ребенку, что «дюйм» - английская мера длины, отсюда и имя – Дюймовочка.

Игры "Да – Нет" с  использованием предметов в линейном пространстве

Игры «Да – Нет»  с предметами проводятся так же, как с числами, но  в качестве объектов берутся различные картинки, игрушки, геометрические формы, буквы и другие предметы. Поиск объектов ведется по линейному признаку. Это  главная особенность этой группы тренингов.

Игры «Да – Нет» с предметами   отличаются от  игр «Да – Нет»  с числами тем, что идет изменение  местоположения линии. Она может быть расположена горизонтально, вертикально или удаляться по отношению к играющим.

Еще одним отличием данного вида игр является то, что сужение поле поиска идет по понятиям ориентировки в пространстве, а не порядкового счета. Используются термины  «право – лево», «дальше – ближе», «выше – ниже», «серединный объект».

В процессе игры  «Да – Нет» с предметами с детьми дошкольного возраста  Вы сможете решить следующие задачи:

ü  развить у ребенка умение задавать вопросы, сужающие поле поиска;

ü  в игровой форме быстро научить ориентировке в линейном пространстве;

ü  обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и  настойчивость в достижении поставленной цели;

ü  развить умение выделять имя признака, по которому идет сужение поля поиска,   формировать навыки рефлексии.

Тренинги  с использованием предметов

Игры  "Да – Нет"  с предметами

Могут использоваться разные предметы, например, выставленные в ряд игрушки или посуда, плоды,  косметика и т.д.