Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 16

на закрепление знаний о живой и неживой природе

−   В природном мире все перепуталось. Родители  перемешивают картинки с изображением объектов живой и неживой природы, дети самостоятельно и правильно их раскладывают.

−  Соревнования «Кто быстрее разложит картинки». Дети играют самостоятельно.

«Мир живой природы (растения, животные, грибы)»

Цель: учить детей делить объекты живой природы на мир растений,  мир животных и  царство грибов; объяснять основания такого деления.

Правила игры: разложить  на столе картинки на три части: мир растений, мир животных, царство грибов.

Оборудование: набор картинок с изображением различных растений, животных, грибов.

Игровое действие: взрослый объясняет, что у живой природы  есть  мир растений, мир животных, царство грибов, у них разные признаки.

Дети называют картинки объектов живой природы и раскладывают их на три группы.

Результат: картинки объектов живой природы разделены на представителей растений, животных, грибов; дано обоснование деления.

Количество картинок с изображением представителей живой природы не ограничено. Все объекты живой природы можно разделить на класс растений, класс животных и отдельно выделить царство грибов.

               В процессе выполнения заданий взрослый уточняет характеристики растений, находит общее для них (стебель,  листья, цветы и плоды). Растения имеют признаки

яруса: 1 ярус – травы, 2 ярус – кустарники, 3 ярус – деревья

место произрастания: подводные – наземные; северные – южные

дикорастущие – культурные.

Сообщает детям, что класс животных чрезвычайно разнообразен; к нему относятся все  природные объекты, у которых есть живот:

звери (домашние и дикие)

птицы (летающие и нелетающие, домашние и дикие)

рыбы (морские и речные)

черви

насекомые (животные на 6 ножках)

пауки (животные на 8 ножках)

ракообразные (раки, крабы, креветки)

земноводные (лягушки, жабы)

пресмыкающиеся (черепахи, змеи, крокодилы, ящерицы)

моллюски (речные – морские)

человек (у него есть возраст, пол, профессия, социальное положение и т.д.)

   Царство грибов имеет признаки растений и животных:

ядовитые – съедобные

окультуренные – дикие

место произрастания (подземные – наземные – древесные) и др.

Творческие  задания

на закрепление знаний о растениях, животных и грибах

−  Живая природа перепуталась. Родители  перемешивают картинки с изображением растений, животных и грибов, дети самостоятельно и правильно их раскладывают.

−  Раз, два, три - ко  мне бегите все животные (растения, грибы). К взрослому подбегают дети, на картинках которых изображены представители данного класса.

−  Кто найдет домик для цветка (птицы). Предлагаются картинки с изображением различных мест нахождения (поле, лес, огород и т.д.) и картинки объектов природного мира. Дети показывают  и объясняют типичное место их обитания.

−  Соревнования «Кто быстрее разложит картинки». Дети играют самостоятельно.

«Классификация объектов рукотворного мира»

Цель: учить детей делить объекты рукотворного мира по их назначениям  и объяснять причину такого деления

Правила игры: разложить  на столе картинки с объектами рукотворного мира на четыре группы.

Оборудование: набор картинок с изображением 4-х классификационных групп (транспорт, здания, посуда, информационная продукция). Количество картинок с изображением представлений этих групп не ограничено.

Игровое действие:  взрослый объясняет, что рукотворный мир изобретен человеком для определенной цели и уточняет вместе с детьми необходимость данного изобретения. Дети называют объекты на картинках и раскладывают на четыре классификационные группы.

Результат: картинки объектов рукотворного мира разделены на 4 классификационные группы,  дано обоснование  такого деления.

Объясняется, что все объекты рукотворного мира созданы человеком (изобретателем) с какой – либо целью: