Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 14

-  и не должен знать традиционные классификационные структуры, потому что объекты стремительно  меняют свои свойства в зависимости от  накопления новой информации человечеством.

На наш взгляд, решение этого противоречия  лежит в освоении детьми способов создания  своего  варианта  классификации  в  зависимости от принятой цели. Например, Ребенку что-либо изобразить на бумаге. Традиционная классификационная группа «письменные принадлежности»  включает в себя -  фломастеры, карандаши, ручки и т.д. Но этих объектов в настоящий момент нет. Ребенок должен по-своему классифицировать  объекты и включить  туда все, что оставляет след – губная помада, лук, пластилин, зеленый листок,  это является более значимым признаком для решения его собственной задачи.

Напомним, что классификация - это распределение объектов по группам, где каждая группа, имеет свое постоянное место по определенным признакам.

Основные виды классификационных игр «Да – Нет»

Главным механизмом формирования умения классифицировать объекты по определенным признакам в зависимости от решаемой задачи являются мыслительные операции сужения  поля поиска, при которых ребенок самостоятельно группирует какие – либо предметы по определенному признаку. Малыш постепенно осваивает правила классификации на доступном для его возраста уровне.

В зависимости от загаданного объекта материального мира, все множество игр можно разделить на два больших раздела:

ü  Игры «Да – Нет» на загаданный объект природного мира.

ü  Игры « Да – Нет» на загаданный объект рукотворного мира.

Объекты материального мира воспринимаются пятью органами чувств человека. Это зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. (Приложение № 1)

Объекты нематериального мира непосредственно органами чувств не воспринимаются.  Это могут быть понятия, явления, объекты мира искусства, науки и т.д.  Признаки этих объектов другие. Игры проводятся при  специальной подготовке ребенка, у которого   должен быть большой информационный фонд.

Задачи, решаемые в игре «Да – Нет»

В игре «Да – Нет» необходимо  учитывать информационный фонд ребенка, который появляется  из восприятия окружающего мира. Накопленные знания являются содержанием игры «Да – Нет». Грамотное ведение этой игры позволяет решить следующие задачи:

ü  обучить навыкам  задавать вопросы, связанные с выяснением общих признаков объектов и их конкретных значений;

ü  сформировать умение объединять между собой выясненную информацию;

ü  обучить построению обобщенного образа угадываемого объекта;

ü  сформировать умения самостоятельно уточнять  и расширять  знания об объекте.

В результате решения этих задач, накопленная ребенком  информация об окружающем мире структурируется. Это позволяет ему быстрее адаптироваться в мире и решать собственные проблемы.

Основные правила классификационной  игры «Да – Нет»

При проведении игры  «Да – Нет» с  детьми есть определенные правила:

ü  Загаданный объект должен быть из материального мира.

ü  Объявляется о том, что загадан какой-либо объект. Дается задание с помощью вопросов найти загаданный объект.

ü  Дети должны  задавать вопросы по известным им признакам, не перечисляя конкретные объекты и конкретные значения признаков.

ü  Загадывающим принимаются вопросы, сужающие поле поиска.

ü  Загадывающий имеет право отвечать на  вопросы,  давать следующие ответы:  "Да", "Нет", "И да, и нет» (Ответы такого рода фактически указывают на  подвижность признака  или его значения  у загаданного объекта).   "Это не существенно". (Такой  вариант ответа указывает  на бесполезность продолжения решения задачи в данном направлении). "Об этом нет информации" (Информация по данному вопросу неизвестна ведущему, либо он хочет усложнить задачу).

Результатами игры являются:

ü  найден объект за наименьшее количество вопросов;

ü  проведен  анализ  хода игры;

ü  найден признак и его значение, который сыграл решающую роль при отгадывании объекта.