Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 24

−  Это происходило в рукотворном месте?

−  Это происходило в жилом помещении?

−  Это в доме?

Значит, папа однажды в доме сделал что – то и таблетка ему помогла.

Время происходящего обозначено словом «однажды».

Вопросы по времени происходящего «однажды», на которые ведущий ответил «да»:

−  Это было в холодное время года?

−  Это было поздней осенью?

− Значит, папа поздней осенью в доме сделал что – то и таблетка ему помогла.

Принимаются вопросы относительно результатов взаимодействия и строятся возможные варианты ответа. В данном случае обобщенный текст превращается во фразу: «Однажды поздней осенью папа заболел  дома,  стал пить таблетки, которые помогли ему выздороветь».

Выясненная ситуация обсуждается с детьми. Необходимо вспомнить, были ли такие ситуации в опыте у детей и можно ли к этим ситуациям использовать текст загадки.

Предлагаем Вам созданные нами ситуативные  загадки для разбора ситуаций.

Варианты загадок по сходным ситуациям

ü  Она кого-то не послушалась и из-за этого долго куда-то не ходила (девочка не послушалась маму, вышла из дома во время болезни и из-за этого болела на много дольше).

ü  Кто-то что-то не делал, и из-за этого случилась неприятность (один мальчик не мыл руки перед едой и у него заболел живот). Таким образом, дети учатся анализировать  ситуации нравственно – этического, познавательного и поведенческого плана, которые ведут к формированию умений охранять свою собственную жизнь, вырабатывать линию культурного поведения.

ü  Кое-кто думал только о себе, из-за этого заставил кого-то страдать (мальчик сел на свободное место в трамвае, потому что не хотел стоять, из-за этого пожилому человеку пришлось страдать, стоя на больных ногах).

Игры «Да – Нет»  на  эколого-биологические темы

Особенности этих  игр «Да-нет» в том, что  взрослые подбирают интересный факт из жизни природного мира и преподносят ребенку, как задачу с недостатком данных.

* Ситуация: цапля ловит рыбу  на мелководье, не сходя с места. Как это у нее получается?

Ребенок зная, что ситуацию можно разгадывать по месту, времени, особенностям объекта, сужает поле поиска и сам выходит на ответ.

Вопросы, на которые получены ответы «да»:

−  Рыба сама приплывает к цапле?

−  Цапля ее приманивает чем-то?

−  У цапли что-то есть на теле, что приманивает рыбу?

−  Это  у нее  на голове?

−  Это перхоть?

−  Цапля  ее сама стряхивает?

Сбор информации и описание ситуации: Цапля стоит в воде, трясет головой, приманивает рыбу, ее ловит.

* Ситуация: Мама – олениха имеет пятнистую окраску, чтобы быть незаметной в лесной чаще. Когда у нее рождается маленький олененок, он может потерять маму из-за этого. Как распорядилась природа, чтобы олененок не терял свою маму». Данная ситуация не несет достаточную информацию о ресурсах  живых объектов. Вопросы детей, на которые должны быть получены  ответы «да», должны касаться восприятия признаков объекта разными органами чувств:

−  Олененок маму видит глазами?

−  Он видит что – то яркое у мамы?

−  Это яркое находится около хвоста?

−  Это светлое пятно около хвоста?

Сбор информации и описание ситуации: У оленихи есть светлое пятно под хвостом, и олененок держится всегда сзади матери. Ситуация позволяет формировать познавательный интерес.

Собирайте  интересные факты из мира животных.   Используя их для игр с детьми, Вы  сможете развить у ребенка память, а также стремление к познанию окружающего мира и самостоятельному поиску информации. Простое рассказывание или чтение эпизодов из жизни животных не развивают познавательные интересы. В игре всегда должен присутствовать мотив тайны.

Несколько биологических задач из нашей картотеки

ü  Ежик является хищником, но почему-то осенью себе в норку набирает яблок. Зачем он это делает? (спасается от паразитов).

ü  В цирке есть номера, когда с огромными змеями на арену выходят девушки, не дрессировщицы,   но при выступлении  они никогда не страдает от змей. Почему это происходит? (перед выходом змей охлаждают,  они становятся малоподвижны).