Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 21

Алгоритм анализа ситуаций

Ситуация, в содержании которой есть два объекта, средства взаимодействия и следствие этого взаимодействия, может быть превращена в загадочную фразу:  "Она заговорилась, оно убежало". Наполнение этой абстрактной модели конкретным содержанием разъясняет ситуацию и непонятное делает понятным: «она» – это мама; «оно» – молоко, которое грелось на огне. Ситуация понятна.  Если мы хотим узнать, с кем и по какому поводу она (мама) заговорилась, то можно уточнить задачу.

Прежде чем научить детей анализировать ситуации, необходимо освоить алгоритм составления абстрактных моделей ситуаций,  которые выглядят в виде ситуативных загадок.

Под ситуативной загадкой мы понимаем абстрактную модель взаимодействия объектов и последствия этого взаимодействия. При работе с ней ставятся следующие задачи:

-  Сужение поля поиска в ситуациях с множеством неизвестных признаков.

-  Нахождение общего в ситуациях и на этой основе составление абстрактной модели.

-  Сравнение ситуации, нахождение в них отличительные черты и самостоятельно выводить правила поведения. 

Механизмом  работы с детьми является  ситуативная игра "Да – Нет". 

Чтобы научить детей анализировать ситуацию, надо научиться взрослым составлять загадки самим. Давайте попробуем!

Последовательность шагов  составления ситуативной загадки

ü  Выделение  какой - либо ситуации и создание из нее короткого текста. Поздней осенью папа  заболел гриппом, остался  дома и стал пить таблетки; через некоторое время он выздоровел (выделена жизненная ситуация).

ü  Создание короткого текста из ситуации для загадки. Составление предложения, в котором обозначены место, время действия, объекты взаимодействия и следствия  этого взаимодействия. Осенью человек заболел, стал пить таблетки дома, и они ему помогли.

ü  Моделирование (кодирование) ситуации. Замена конкретных объектов, места действия, время происходящего, следствия на абстрактные значения.

человек – кто – то (объект № 1)

осенью – однажды (время действия)

дома - где – то (место действия)

стал пить  - что-то сделал (действие № 1)

таблетки – они (объект № 2)

они ему помогли(следствие)

ü  Составление текста загадки. Текст укорачивается, обобщается и  представляется  в виде одного предложения. Кое – кто однажды где – то сделал что – то, и они ему помогли.

ü  Расшифровка. Абстрактный текст конкретной ситуации сообщается детям как загадочная фраза, которую надо расшифровать.

Обучение детей анализу ситуаций

Обучение детей анализу ситуаций целесообразно начинать с 5 лет. К этому моменту дети умеют классифицировать знания, им знакома игра   "Да – Нет» на неизвестное слово (см. Часть 2.), они знают, как сужать поле поиска в пространстве (см. Часть1). 

Рекомендуется моделировать ситуации, которые дети переживали или наблюдали в реальной жизни.

ü  Реальная ситуация: ребенок  играл в мяч; мяч  попал в окно; окно разбилось.

ü  Ситуация для загадки (в одно предложение): мальчик играл в мяч, который попал в окно, которое разбилось.

ü  Моделирование (кодирование) ситуации. Чтобы облегчить ребенку  перевод конкретного содержания в абстрактные понятия предлагаем «Таблицу моделирования ситуации»

Таблица моделирования ситуации

Объект

Действия объекта

Следствие

он, она, они, некто, некоторые, кое-кто и т.д.

что-то делал,  что-то сделал и т.д.

что- то вышло, произошло, получилось и т.д.

В результате кодирования:

Объект

Действия объекта

Следствие

Мальчик – он

Играл в мяч – играл во что-то

Попал в окно, которое разбилось  - 

Рекомендации при моделировании ситуации: