Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 10

Великан

Красная

Шапочка

 Кот в сапогах

Гуси-лебеди

Дюймовочка

отгадывающий

 
Русалочка

Золушка

Баба Яга

Кощей

загадывающий

 

Игровое действие: отгадать сказочного героя  с помощь  сужения поля поиска (кот в сапогах расположен в правом дальнем углу по отношению к загадывающему).

Вопросы, на которые загадывающий отвечает «да»:

-  Портрет находится в дальней части стола  по отношению к Вам? (для отгадывающего это правая часть стола)

-  Портрет  находится в правой  дальней части стола для Вас? (для отгадывающего это правая ближняя  часть стола)

-  Портрет  находится в дальнем правом углу для Вас? (для отгадывающего это правый ближний угол  стола)

-  Это Кот в сапогах?

Результат: отгадан сказочный герой и закреплены понятия «правая – левая», «дальняя - ближняя»  части стола, угол, сторона стола  при  боковом расположении играющих.

Игры  "Да – Нет"   с географической картой

Загадывается объект на плоскости карты мира или страны. Дети сужают поле поиска, в результате знакомятся с географическим объектом.

Игры «Да – Нет» в объемном пространстве

Объемная  игра «Да – Нет» проводится в каком-либо пространстве (комнате или коробке), поэтому сужение поля поиска проходит через понятия «правая-левая», «верхняя-нижняя», «передняя-задняя» части комнаты; центр, угол и стороны объемного пространства.

Правила игры «Да – Нет» в объемном пространстве

Данный вид  игр «Да – Нет» может разворачиваться:

-  в комнате  - взгляд на объемное пространство изнутри.

-  в коробке (черный ящик»), взгляд на объемное  пространство сверху.

Объектами для игры могут служить все  предметы,  находящиеся в комнате или коробке.

В игре есть определенные правила:

ü  В игре «Да – Нет» в объемном простанстве объекты находятся в трехмерном пространстве (комната, коробка).

ü  Загадывающий предлагает отгадать предмет, находящийся в комнате (коробке).

ü  Не допускается перечисление объектов. Принимаются вопросы, сужающие поле поиска в пространстве комнаты (коробки).

ü  Загадывающий имеет право давать следующие ответы: "Да", "Нет", "И да, и нет", «Это не существенно".

ü  Результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и  проанализированный  ход игры.

*  Игра  "Да  – Нет".  Угадай объект в комнате.

Цель: учить детей задавать вопросы о месте нахождения объекта в комнате.

Правила игры: отгадывающий задает вопросы по ориентировке в пространстве, сужающие поле поиска

Оборудование: комната и объекты в ней.

Игровое действие: отгадать объект в комнате   с помощь алгоритма сужения поля поиска (загадан цветок на подоконнике).

Вопросы, на которые загадывающий  ответил «да»:

-  Это в передней части комнаты?

-  Это в правой передней части комнаты?

-  Это ближе к правому углу комнаты?

-  Это связано с окном?

-  Это в нижней части окна?

-  Это цветок на подоконнике?

Результат: отгадан объект, закрепляются правила  игры.

На начальном этапе при сужении поля поиска используются обводящие жесты, которые позволяют играющим представить, в какой части комнаты ведется поиск.

В процессе игр «Да – Нет» в объемном пространстве  с детьми дошкольного возраста  Вы сможете решить следующие задачи:

ü  развить умение сужать поле поиска в объемном пространстве;

ü  в игровой форме обучить умению ориентироваться в трехмерном (объемном) пространстве, используя разные точки отсчета;

ü  обогатить словарь ребенка  терминами: «правая – левая» «верхняя – нижняя», «передняя – задняя» часть комнаты; «верхний – нижний»,  «ближний  – дальний», «правый – левый» угол; «правая – левая», «задняя – передняя» часть комнаты; «выше – ниже» уровня глаз.