Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 13

Мир можно разделить на мир реальный и мир воображаемый. Объекты реального, материального мира мы воспринимаем с помощью пяти органов чувств: обоняние, осязание, зрение, вкус, слух. Через эти каналы восприятия человек получает информацию о признаках объектов. Элементарная исследовательская программа строится на основе эмпирического опыта, т.е. считывание каналами восприятия конкретных значений признаков объектов. Только мысленно человек может обобщить эти признаки и дать им свое название. Например,  горячий, теплый, холодный – имя признака «Температура». Квадратный, прямоугольный, овальный - имя признака «Форма».

Обогащение и активизация словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений об объектах  не идет через  познание  только конкретных значений признаков. Например, ребенок говорит: «Книга – прямоугольная» («книга»- объект, «прямоугольная» -  значение признака «форма»).

Информационный фонд ребенка намного пополняется, если он активизирует свои познавательные способности,  и начинает понимать, что имя признака – «форма», может иметь неограниченное количество значений (квадратная, прямоугольная, круглая и др.). В таком случае, он может сразу представить себе книгу абсолютно разной формы: в виде сердца, бабочки, шара и т.д. Все это будет значением признака ФОРМА.

Обобщающее понятие  признака дает возможность ребенку не только рассказать об его значении, но и самому задать вопрос к окружающему миру: «А какой объект бывает по этому признаку?»

Любой реальный объект имеет признаки цвета формы, количества, изменения во времени и др. Приложение № 1.

Посудите сами, можно ли сыграть в игру «Да-Нет», не зная этих признаков и их значений? 

Такая игра ценна  еще тем, что у нее весьма достойные цели:

ü  формирование обобщенной картины мира;

ü  умение описывать объект через признаки и их значения, что является необходимым при решении проблем;

ü  формирование устойчивого познавательного интереса;

ü  становление исследовательских навыков;

ü  занимательное обучение  навыкам классификации;

ü  самостоятельное создание классификационных структур по заданным признакам и др.

*Игра  "Да – нет"  Угадай объект

Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые бы сужали поле поиска признаков загаданного объекта.

Оборудование:  отсутствует

Игровое действие: загадывающий просит угадать задуманный объект (загадан молодой мухомор в лесу).

Вопросы, на которые отвечают «да»:

− Этот объект относится к природному миру? (вопрос связан с признаком  природности – рукотворности объекта материального мира)

− Это живая природа?

− Это царство грибов?

− Он больше вреден для человека? (вопрос связан с пользой для человека).

− У него длинная ножка? (вопрос по признаку "размер" и признаку "часть").

− У него красная шляпка? (вопрос по признаку "цвет" и признаку "часть").

− У него на шляпке есть точки? (признак "часть").

− Он находится в лесу? (признак " места").

− Он недавно вырос, т.е. молодой? (признак "времени")

− Вы загадали один мухомор? (признак "количества").

Итоговое описание: гриб – на  длинной ножке и со  шляпкой с точками, молодой,  вредный для человека – мухомор.

Результат: Объект угадан за небольшое количество вопросов при этом происходило закрепление признаков.

В традиционной дидактике обучение детей классификационным навыкам, как правило, сводится к сообщению знаний о принадлежности конкретного объекта к какой-либо конкретной классификационной группе.  Например, Куртка – это одежда. Самолет – это транспорт. Ребенок  вынужден  только запоминать, а не понимать, что классификация может быть и по другим основаниям. Развитие науки и появление новых объектов, созданных человечеством, ведут к тому, что  не все укладывается в традиционные классификационные структуры, поэтому ребенку трудно самому структурировать окружающий мир.

Появляется противоречие

-  ребенок должен  знать,  к какому классу принадлежит тот или иной объект, так как без этого умения труден процесс познания мира,