Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 11

ü  развить умение выделять имена признаков, по которым идет сужение поля поиска.

Тренинги

Игры «Найди игрушку»

Цель: Найти игрушку в комнате путем сужения поля поиска в трехмерном пространстве. Использовать ориентиры:  «правая – левая», «верхняя – нижняя»  части комнаты, «впереди – сзади»  играющего; центр, угол, сторона комнаты.

* «Угадай, где находится игрушка в комнате»

Правило игры:  все играющие должны стоять в середине комнаты, глядя в одну сторону; задавать вопросы, которые отсекали часть комнаты.

Оборудование: кукла, спрятанная в шкафу, находящемся в комнате.

Игровое действие: отгадать, где в  комнате  спрятана игрушка  с помощь сужения поля поиска (кукла, расположена в левом углу  на верхней полке шкафа, который стоит в комнате  в правом заднем углу от играющего).

Вопросы, на которые загадывающий отвечают «да»:

−  Эта игрушка находится в комнате сзади нас?

−  Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?

−  Она спрятана в шкафу?  - Отгадав примерное местонахождение игрушки, шкаф объявляется «черным ящиком». Не открывая шкафа, ребенок должен представить стороны, углы внутри шкафа и задать соответствующие вопросы.

−  Эта игрушка находится в верхней части шкафа?

−  Она находится на верхней полке?

−  Она находится в левом углу верхней полки?  

Результат: открывается шкаф и достается кукла, проговаривается ее местонахождение. Закрепляются правила поиска объекта в объемном пространстве.

Творческие задания

В зависимости от качества освоения детьми игры возможно усложнение задания с последующим закреплением. Для этого проводятся более сложные игры.

−  Игры «Да – Нет»  со сменой точки зрения в объемном пространстве

Производится изменение позиций играющих:

−  загадывающий и отгадывающий находятся напротив друг друга, то есть в "зеркальном" положении относительно друг друга,

−  загадывающий и отгадывающий находятся в боковом расположении друг относительно друга.

При этом играющие должны задавать вопросы с точки зрения позиции загадывающего. Используются  фразы типа: «Загаданный объект находится в правой части комнаты от вас?", " Этот объект расположен впереди вас?».

−  Игра «Черный ящик»

Загадывающий прикрепляет предмет внутри какой- либо коробки и предлагает с помощью вопросов, сужающих поле поиска в объемном пространстве отгадать, где он находится.

−  Игра «Робот»

Ребенку предлагают попробовать себя в роли Робота, ставится задача перемещения в комнате. Роботу надо пройти в дальнюю правую часть комнаты и сесть на стул. Играющие должны «управлять» роботом с помощью заданий, связанных с ориентировкой в пространстве. Даются команды типа: «Сделай пять шагов влево от себя!", "Повернись кругом" и т.д. Обязательным условием игры является то, что играющие должны дать как можно меньше указаний роботу для выполнения поставленной задачи.

Примерная последовательность освоения пространства

детьми 3 – 7 лет