Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 3

Подрастающему человеку необходимо умение ориентироваться в пространстве и  эти задачи стоят во всех без исключения программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В традиционных методиках предлагаются игры и упражнения, которые не гарантируют успешность их решения. Это объясняется, в первую очередь, отсутствием  интереса и мотива освоения пространственных  понятий детьми.

Дошкольников интересует раскрытие тайны и поиски неизвестного, поэтому игры «Да - Нет» столь популярны в детском сообществе. В основе этой игры не перебор вариантов (угадывание), а целенаправленная система  сужения поля поиска.

Вот пример игры «Да - Нет» по поиску загаданной картинки, расположенной в линейном ряду.

* Игра  "Да – Нет"   в линейном ряду

Цель: найти загаданную ведущим картинку,с помощью наименьшего количества вопросов.

Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину объектов в ряду, для этого нужно найти серединный объект.

Оборудование: слева направо выставлены картинки: машина – конфета -  помидор – чайник – карандаш -  береза – цветок.

Игровое действие: угадать картинку  (загадана картинка – карандаш).

Вопросы, на которые ведущий отвечает «да»:

− Это справа от чайника? (чайник - серединный объект)

− Это слева от березы? (береза – серединный объект в оставшейся части)

− Это карандаш?

Результат: Картинка отгадана после трех вопросов. Признак, по которому происходило сужение поля поиска, это  местонахождение объекта в линейном ряду.

Виды игр «Да – Нет» на освоение пространства

Игры «Да - Нет» решают задачи освоения детьми разных видов пространства, которые можно разделить  в зависимости от местонахождения объекта: линейное (одномерное) пространство, плоскостное (двухмерное) пространство, трехмерное (объемное) пространство.

Ключевые понятия местонахождения объектов в пространстве: право-лево, середина, выше-ниже, дальше-ближе, угол, сторона, сзади-впереди и др..

Игры «Да - Нет» на освоение пространства мы подразделяем на следующие виды:

-  игры «Да - Нет» с использованием линейного пространства (предметные, числовые),

-  игры «Да - Нет» на плоскости,

-  игры «Да – Нет» в объемном пространстве.

В играх  «Да - Нет»  с использованием линейного (одномерного) пространства объекты (предметы, картинки, буквы и др.) выстраиваются  в линию горизонтально, вертикально или удаленно. В случае, когда  используются цифры или числа,  это дает возможность  детям освоить математические термины, порядковый счет. Ребенок начинает различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда, осваивать промежуточные числа и т.д.

 Игры «Да – Нет»  на плоскости учат детей ориентировке на плоскости. Сужение поля поиска происходит в двухмерном  пространстве. Объекты могут находиться  как на вертикальной, так и  на горизонтальной плоскости. В качестве объектов могут опять же использоваться предметы, картинки, числа, буквы и др.

           Игры «Да - Нет» в объемном пространстве учат детей ориентироваться в трехмерном   пространстве.  Это может быть поиск  объектов в шкафу, коробке, комнате и т.д.

В каждом случае применяется своя терминология, характеризующая пространственные ориентировки.

Постепенное освоение всех видов пространства в итоге позволяет ребенку по ситуации играть в игры «Да - Нет», интегрируя разные виды пространства, например: детям подготовительной группы предлагается  в групповой  комнате  найти спрятанную игрушку. Дети могут начинать с вопросов сужения поля поиска в объемном пространстве (впереди нас – сзади нас, выше, ниже уровня глаз); затем задавать вопросы по поиску шкафчика, где находится игрушка, используя игры «Да - Нет» с числами; либо использовать ориентиры  на плоскости (игрушка находится ближе или дальше от чего - либо).

 Игры «Да – Нет» с использованием линейного пространства

Начинать осваивать разные виды пространства надо через игры «Да – Нет» с  объектами, выстроенными в линию (горизонтальную, вертикальную или  удаленную).    

Игры на освоение линейного пространства делятся на два вида: