Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 25

Игры с текстами литературных произведений

Особым направлением  в обучении детей анализу ситуаций является работа с текстами литературных произведений.

Особенностью  тренингов  является то, что загадываемая ситуация нереальна, отражает сюжет литературного произведения.  В алгоритм работы с моделью ситуации целесообразно ввести вопрос: «Это реальная ситуация?».

Если это нереальная ситуация,  необходимо выяснить жанр литературного произведения (сказка, рассказ, басня). А дальше следовать обычному алгоритму – выяснить:

−  признак каждого объекта,

−  время происходящего,

−  место происходящего,

−  предметы, представленные в сюжете,

−  результат взаимодействия объектов.

* Ситуация: Кое-кто только хотел что-то открыть, из-за этого все стали счастливыми.

Вопросы, на которые получены ответы  «да»:

−  Это из области литературы?

−  Это авторская сказка?

−  «Кое-кто» принадлежит к рукотворному миру?

−  Это игрушечный мальчик, сделанный из дерева?

−  «Все» – это куклы?

−  «Что-то»  принадлежит к рукотворному миру?

−  Это дверь?

Сбор информации и восстановление текста: Деревянный мальчик в сказке хотел открыть дверь, и из-за этого куклы стали счастливыми.

После выяснения текста, взрослый вместе с ребенком создает более точный вариант:  «Буратино  был любопытным и доверчивым, из-за этого его друзья стали счастливыми». Данная работа позволяет сформировать устойчивый интерес  детей к поиску смысла литературных произведений.

Ситуативные загадки по литературным произведениям

ü  По сказке  «Три поросенка»

-  Он только хотел перезимовать и спалил шкуру гостя.

-  Они хотели спастись и прогнали кого – то.

-  Один был храбрый, а другие трусливые.

-  Он хотел покушать и сам попал в котел.

ü  По сказке «Колобок»

−  Он отправился путешествовать и попал в беду.

−  Они его слепили, а он убежал.

−  Он не послушался и попался ей.

−  Он любил петь песни, и это плохо кончилось.

ü  По сказке «Принцесса на горошине»

−  Она была очень нежная и избалованная, из-за этого плохо спала.

−  Что – то было очень маленьким, но все же кому – то помешало.

ü  По сказке «Курочка Ряба»

−  Кто-то что-то принес в дом, и это всех расстроило.

−  Кто – то что – то сделал, и из – за этого много плакали.

Обучение  детей составлению ситуативных  загадок

Мы просто уверены, что  детям понравилось разгадывать Ваши загадки. А вам было интересно составлять и играть вместе с ними? Подарите радость детям, научите их составлять загадки!

Для  подготовки детей к составлению загадок мы предлагаем Вам серию тренингов:

−  «Замени слова»,

−  «Что из этого может быть»,

−  Это ситуация из какого мира?»,

−  «Разложи лепестки ромашки»,

−  «Угадай героя и вспомни его действия»,

−  «Я назову действия героя, а ты – свойства его характера»,

−  «Закодируй сказку схемами»,

−  «Путешествие по сказкам»,

−  «Выбери подходящую пословицу».

Как правило, хорошо научившись разгадывать ситуативные загадки, ребенок интуитивно начинает сам их составлять. Если этого не происходит, то взрослым желательно поиграть с детьми.

Тренинги  по подготовке детей к составлению ситуативных  загадок

«Замени слова»

Цель: Учить детей подбирать обобщающие слова к конкретным объектам.

Игровое действие: Взрослый называет какие – либо конкретные объекты. Ребенок обозначает их обобщающими словами:

самокат – кое-что;

медведь – он, кто – то, некто;

очки – они, кое – что;

сестра – она, кое – кто  и т.д.

«Что из этого может быть»

Цель: Учить ребенка составлять предположения и предлагать варианты последующих действий. Учить наполнять абстрактную модель ситуации  конкретным содержанием.

Игровое действие: Взрослый называет какое – либо действие. Играющие предполагают, какие следствия из этого могут быть.

Ситуация: Она очень заботилась о ком – то и из – за этого…

Предположения детей:

−  Из-за этого она может уставать (мама – птица носила корм своим птенцам и к вечеру очень уставала).