Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 23

Вопросы, на которые получены ответы «да»:

Она

−  Это живая природа?

−  Это животное?

−  Это рыба?

−  Она – рыба.

Разгадывание действий объекта. Для разгадывания действия необходимо задавать вопросы   по месту обитания данного объекта.

Что-то делала

−  Она что-то делала в воде?

−  И да, и нет. Этот ответ говорит о том, что она что-то делала и в воде, и не в воде.

−  Выпрыгивала?

Подставляем данные слова в загадку и представляем ситуацию:  рыба выпрыгивала из воды, из-за этого погибла. На данном этапе тренингов не нужно выяснять из-за чего погибла рыба, ситуация понятна без этого.

Рассказ об этой ситуации, беседа с ребенком по анализу ситуации,  выведение  правила: если что-то делать бездумно, то можно причинить вред.

Третье правило: Разгадав объект и действие нужно переходить к разгадыванию места и времени действия объекта

«Отгадай  место   и  время действия объекта»

Игровое действие: предлагается  ситуация, в которой объект его действия, место и время действия неизвестны.  Разгадав все составляющие  с помощью  игры «Да-Нет» – ребенок разгадывает ситуацию.

Загадка: Она что-то  где-то делала и пострадала.

Разгадывание объекта.

Вопросы, на которые получены ответы «да»:

Она

−  Это живая природа?

−  Это человек?

−  Это женщина?

Разгадывание места и  действий объекта.

Что-то делала

Вопросы, на которые получены ответы «да»:

−  В природном мире?

−  На свежем воздухе?

−  Там, где нет деревьев?

−  В огороде?

−  В огороде полола?

Подставляем отгаданные слова в загадку и представляем ситуацию:  женщина полола в огороде и пострадала.

Выяснения  последствий: как она могла пострадать? Вопросы  могут строиться по двум линиям: она сама себя поранила   либо что-то или  кто-то  ее поранил.

−  Поранил ее из мира животных кто-то?

−  Это насекомые?

−  Это  оса.

Подставляем данные слова в загадку  и представляем ситуацию:  женщина полола в огороде и ее укусила оса.

Беседа с ребенком по анализу ситуации, обсуждение аналогичных ситуаций, привидение примеров из реальной жизни ребенка. Выведение жизненного правила.

Четвертое правило: разгадав объект с помощью признаков,  место происходящего, время происходящего; переходим к разгадыванию  результатов взаимодействия объекта.

«Отгадай, что случилось потом»

Предлагаем тренинги,  при которых  у ребенка формируется осознанное отношение к ситуации.

Игровое действие: предлагаются  ситуации, в которой ребенку  необходимо выяснить:

−  объект;

−  место происходящего;

−  время происходящего;

−  результат взаимодействия объектов.

После каждой выясненной характеристики создается текст ситуативной загадки. Тем самым постепенно уточняется смысл ситуации. Принимаются вопросы,  наилучшим способом сужающие поле поиска. В самом процессе отгадывания происходит обучение детей постановке нужных вопросов. При положительном усвоении предыдущих тренингов можно перейти к усложненному варианту, включив в ситуацию явно-выраженный второй объект и его действия. Можно использовать таблицу моделирования.

* Ситуация «Кое – кто однажды где – то сделал что – то и она ему помогла»

В данной ситуации есть два объекта: «кое – кто» и «она»

Объект № 1

Время

Место

Действия объекта

Объект № 2

Действие объекта

кое – кто

однажды

где – то

сделал что – то

она

помогла

Вопросы по признаку объекта «кое – кто»:

−  Это живая природа?

−  Это человек?

−  Это мужчина?

−  Это папа?

Значит, папа однажды где – то сделал что – то и она ему помогла.

Вопросы по признаку объекта «она», на которые был дан ответ «да»:

−  Это рукотворный мир?

−  Она небольшого размера, круглая и белая?

−  Ее придумали люди, чтобы помочь больным?

−  Это таблетка?

Значит, папа однажды где – то сделал что – то и таблетка ему помогла.

В данной ситуации место обозначено словом «где – то».

Вопросы по месту происходящего «где – то», на которые ведущий ответил «да»: