Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 5

Мы предлагаем следующую серию игр:

-  Игры «Да-Нет» на бумажной ленте с цифровым рядом от 0 до10,

-  Игры    "Да – Нет" на бумажной ленте с числовым рядом  от 0 до 100  десятками без единиц,

-  Игры  "Да – Нет" с числовым  рядом от 0 до 20.

Тренинги с использованием цифр и чисел

Игры  "Да – Нет" на бумажной ленте

с цифровым рядом от 0 до 10

Цель: обучить порядковому счету от 0 до 10. Ввести  понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная»,  «крайняя» цифра (число). Научить сужать поля поиска в линейном ряду. Угадать цифру в ряду от 0 до 10.

Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы сразу половину цифрового ряда.

Оборудование: бумажная  лента, которая используется для наглядного сужения поля поиска.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Игровое действие: отгадать цифру, сужая поле поиска в цифровом ряду  (загадана цифра 1).

Вопросы:

-  Это цифра пять (выделение середины)? – Нет.

-   Это цифры, которые находятся до пяти? – Да (Бумажная лента сгибается, и та часть, которая не участвует в поиске, убирается, в данном случае это числа от 5 до 10)

-  Это  цифра два? – Нет.

-   Это после двух? – Нет (складываем бумажную ленту таким образом, чтобы остались видны цифры  0 и 1).

-  Эта цифра состоит из палочки (описание цифры приветствуется).

-  Эта цифра 1

  Результат: найдена цифра и обсуждено игровое действие.

&   Игры  целесообразней проводить сначала с помощью зрительного представления цифрового ряда; затем без зрительного восприятия.

Важно, чтобы ребенок в процессе игр сделал выводы:

ü  перебор вариантов не даёт эффекта. Вопросы надо задавать так, чтобы можно было сузить поле поиска, отсечь часть.

ü  если вопросы задавать, сужая поле поиска, продвижение к ответу происходит быстрее.

Ориентиром успешности ребенка может служить  выработанное умение отгадывать  число от 0 до 10 без наглядного изображения  на ленте.

Игры    "Да – Нет" на бумажной ленте

 с числовым рядом  от 0 до 100  десятками без единиц

Цель: обучить порядковому счету от 0 до 100 десятками. Ввести  понятия  номер десятка и имя десятка («пятый десяток» номер десятка – это «пятьдесят» имя десятка). Закрепить понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущий», «последующий», «серединный»,  «крайний» десяток. Продолжать учить сужать поле поиска в линейном ряду.

Угадать число от 0 до 100 (десятками без единиц).

Условия: перечислять числа нельзя, вопрос принимается только тот, который сужает поле поиска.

Оборудование: числовая лента  с десятками без единиц.

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Игровое действие: отгадать загаданное число с помощью алгоритма сужения поля  поиска (загадано – число 90).

Вопросы, на которые отвечают «да»:

−  Это после  50?  (бумажная лента сгибается таким образом, что остаются числа, участвующие в поиске – от 60 до 100).

−  Это больше 80?  (на бумажной ленте остаются цифры от 80 до 100).

−  Это предыдущее 100?

−  Это 90?

Результат: найдено число и оговорено игровое действие.

Творческие задания

В зависимости от качества освоения детьми игр с числовой лентой от 0 до 100 десятками, выдерживается стратегия усложнения  заданий с последующим закреплением:

Игры «Да – Нет» с числовым рядом от 0 до 100  десятками без зрительного восприятия.

Игры «Расскажи, где находится число 40».  Возможные ответы: число 40 располагается между 30 и 50; за 30; перед 50 и т.д.

Игры «Найди загаданное число на перепутанной ленте». Создание проблемной ситуации: на числовой ленте перепутана последовательность десятков. Вопрос – как найти загаданный десяток? Вариант 1. Начертить пустую линейку с тем же количеством ячеек и заполнить их числами по порядку. Далее операция поиска известна детям. Вариант 2. Не переставляя перепутанные числа осуществлять поиск загаданного числа. При этом используются термины «справа» – «слева» от среднего числа.