Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 19

Результат. Рассматривается картинка с изображением неваляшки. Обсуждается, какой вопрос дал возможность  ребенку, убрать большее количество картинок (признак цвета)  и приблизиться к отгадке.

Необходимо поощрять детей, которые нашли свой способ разделения на группы, не так, как у всех остальных. И обязательно оценивать уровень оригинальности, чтобы в следующий раз ребенок захотел искать новый признак предмета, по которому можно группировать объекты.

Игры «Да – Нет» с видимыми  для ребенка объектами

 ближайшего окружения

Аналогично  проводятся игры «Да – Нет»  с видимыми  для ребенка объектами ближайшего окружения.

Цель: Закреплять умения детей сужать поле поиска с помощью уточнения признаков и их  значений   загаданного в комнате объекта. Закрепление названия признаков.

Правила игры: Вопросы можно задавать по самостоятельно выбранному признаку и его значению, используя схемы, которые, используются для формулировки вопросов.

Оборудование: Схемы признаков.

Игровое действие:   Взрослый загадывает объект в комнате, дети с помощью вопросов, основанных на сужении поля поиска признаков объекта, его отгадывают.

«Взрослый загадал  объект – духи, которые стоят на тумбочке. Главный признак, позволяющий наилучшим образом сузить поле поиска – признак пространства. Методика «Игра «Да-Нет» (пространственная)».

Результат: Загаданный объект найден. Обсуждение того, что  вопрос ребенка  и какая схема признака помогли ему сузить поле поиска.

Игры «Да – Нет» с объектами, которых нет в ближайшем окружении

В связи с тем, что значения признаков объектов могут быть разными,  с целью    более точного описания объекта необходимо загадывать конкретный объект в конкретном месте в конкретное время. Например: часы на руке  мамы, которая находится на работе (но не просто часы)  или колокольчик, который растет  весной на опушке леса (но не просто цветок).

Цель: закреплять умения детей сужать поле поиска с помощью уточнения признаков и их  значений  у объекта, которого нет в ближайшем окружении. Закрепление названия признаков.

Правила игры: вопросы можно задавать по самостоятельно выбранному признаку и его значению. Схемы признаков позволяют ребенку сформулировать вопрос.

Оборудование: схемы признаков Приложение № 3.

Игровое действие:   взрослый загадывает объект, дети с помощью вопросов, основанных на сужении поля поиска признаков объекта, его отгадывают.

Результат: загаданный объект найден. Обсуждается, какой вопрос ребенка, и какая схема признака помогли ему сузить поле поиска.

* Игра  "Да – нет"  Угадай часть  объекта

Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые бы сужали поле поиска признаков загаданного объекта.

Оборудование:  схемы признаков

Игровое действие: загадывающий просит угадать часть объекта (загадан объект -  глаза обезьяны, сидящей на дереве в Африке). Ребенок берет схему одного из признаков, формулирует вопрос.

Вопросы, на которые отвечают «да»:

−  По цвету это коричневое?

−  Это живая природа?

−  Это дикое животное?

−  По размеру оно больше человека?

Предложить ребенку собрать информацию об объекте и сделать предварительно описание объекта: дикое животное коричневого цвета по размеру больше, чем человек.

−  У него есть хвост?

−  Он живет в Африке?

− Он сидит на дереве?

−  Это обезьяна?

Предложить ребенку собрать информацию об объекте и сделать предварительно описание объекта: Обезьяна  - дикое животное коричневого цвета по размеру больше, чем человек, живет в Африке и сидит на дереве.

−  Это верхняя часть обезьяны?

−  Эта часть находится на голове?

−  Эта часть находится на лице выше носа?

−  Это глаза?

Результат. Рассматривается картинка с изображением обезьяны, сидящей на дереве. Обращается внимание на ее глаза. Обсуждается, какой вопрос дал возможность понять ребенку (признак места), что это за объект.

Игры  «Да – Нет» с неизвестными словами

Для формирования устойчивого познавательного интереса и обучения ребенка сбору информации необходимо организовывать тренинги с неизвестными  для ребенка словами.