Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 26

− Из-за этого  они ее очень любили (мама – коза заботилась о своих козлятах и те ее очень любили).

«Эта ситуация из какого мира?»

Цель: Учить детей различать ситуации реальной жизни от  ситуаций фантастического мира.

Игровое действие: Взрослый предлагает вниманию ребенка различные ситуации (из реальной жизни, из сказок, из других литературных произведений). Ребенок  определяет, к какому миру относится каждая из предложенных ситуаций и  делает вывод:

есть ситуации фантастические (литературные произведения и кинофильмы)

есть реальные (случаи, в которых участвуют сами дети или другие люди). 

«Разложи лепестки ромашки»

Цель: Учить детей устанавливать жанр литературного произведения.

Игровое действие: Взрослый предлагает сложить «ромашку». На каждом лепестке цветка написан жанр литературного произведения (сказка народная, сказка авторская, рассказ, стихотворение, басня и др.). Дети, получая картинку из какого-либо литературного произведения, выкладывают ее на соответствующий лепесток, вспоминают знакомые литературные произведения этого жанра.

«Угадай героя и вспомни его действия»

Цель: Учить детей сужать поле поиска путем выяснения признаков неизвестного героя литературного произведения.

Игровое действие: Взрослый загадывает какого-либо литературного героя и предлагает  ребенку отгадать его. Принимаются вопросы по выяснению признаков объекта.

Герой: Колобок.

Вопросы детей, на которые получены ответы «да»:

−  Это герой народной сказки?

−  Этот герой относится к рукотворному миру?

−  Это оживший рукотворный мир?

−  Он сделан из теста?

−  Он круглый?

После  того, как герой угадан, ребенку предлагается выделить основные действия героя и следствия из его действия  (Он катился и пел, из-за этого пропал.).

«Я назову действия героя, а ты – свойства характера»

Цель: Учить детей называть действия героя по линии развития сюжета.

Игровое действие: Взрослый предлагает выбрать героя из любой знакомой сказки и, назвав его действия, дать характеристику свойств характера.

Герой:  Гадкий Утенок из  сказки Г. - Х. Андерсена.

Действия героя – Характеристика:

Пропищал птенец и вывалился из яйца - неуклюжий, слабый, беспомощный.

Гадкий серый утенок не отставал от других - старательный, ловкий

Гадкий утенок не согласился жить на птичьем дворе, где его обижали, и ушел - отважный.

«Закодируй сказку схемами»

Цель: Учить схематическому изображению героев и их действий.

Игровое действие: Ребенку  предлагается изобразить героев знакомых сказок и их действия схематично. Каждый играющий рисует по-своему, а затем объясняет свое видение героя.

«Путешествие по сказкам»

Цель: Учить детей выражать содержание сказок через схематичное изображение сюжета произведения. 

Игровое действие: Взрослый и ребенок, по отдельности,   шифрует по  одной из 5-6 знакомых сказок.  Затем обмениваются схемами и отгадывают, о какой сказке идет речь в предложенной схеме, обосновывая свое предположение.

«Выбери подходящую пословицу»

Цель: Развивать способность объяснять смысл литературных произведений и выводить мораль. 

Игровое действие: Взрослый проводит обсуждение сказки «Волк и семеро козлят». После рассмотрения действий, характеристик героев, составления их портретов, предлагается подобрать пословицу, наиболее полно раскрывающую мораль сказки.

Взрослый предлагает несколько пословиц:

«Смелость города берет»,

«Дело мастера боится»,

«За правое дело стой смело» и обсуждает их смысл с детьми.

«Смелость города берет» – Для Козы смелость не самое главное качество.

«Дело мастера боится» - Коза справилась с волком, освободила своих козлят. Но это не ее главное дело!

Коза защищала своих детей, поэтому подходит пословица: «За правое дело стой смело».

Тренинги  по созданию загадок

Уважаемые родители, Вы не будете оспаривать, что вся наша жизнь взаимосвязана, одна ситуация цепляется за другую, из причины возникает следствие. Чтобы не потеряться в этих цепочках, ребенку надо научиться самостоятельно выделять и моделировать ситуацию.