Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие

Страницы работы

Содержание работы

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В.

Методика формирования  у дошкольников

классификационных навыков

2009 год


Рецензенты

Ковардакова М.А.

- заведующий кафедрой дошкольного образования ИПК ПРО,  кандидат педагогических  наук, доцент,  г. Ульяновск

Нестеренко А.А.

- сертифицированный специалист по ТРИЗ   Международной ассоциации, кандидат педагогических  наук, г. Петрозаводск

В современном образовании идет активный поиск инновационных технологий, позволяющих эффективно решать дидактические задачи при максимальном использовании ресурсов самих детей с минимальными временными затратами.

Пособие по формированию у детей классификационных навыков  создано в рамках адаптации методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер, 1946г.) и общей теории сильного мышления (ОТСМ – автор Н.Н. Хоменко, 1994 г.). 

Основная идея работы - создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций сужения поля поиска.

Первая часть  посвящена освоению трех видов пространства: линейного, плоскостного и объемного. Вторая часть - формированию навыков сужения поля поиска на основе признаков, присущих объектам материального мира. В третьей части идет обучение анализу ситуаций.

Работа с детьми осуществляется через систему тренингов, построенных на игре «Да - нет».

Становление методики проходило в дошкольном учреждении № 178 «Облачко»   г. Ульяновск и апробировалось в экспериментальных детских садах России, Белоруссии  и Украины  в течение 10 лет.

Методическое пособие предназначено для  воспитателей детских садов, работающих по развивающим программам, а также для неравнодушных родителей.

(С) – Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. – 2009г.


Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6

Часть 1. 7

ФОРМИРОВАНИЕ   КЛАССИФИКАЦИОННЫХ НАВЫКОВ  НА ОСНОВЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ.. 7

Игры «Да – Нет» с использованием линейного пространства. 9

Игры «Да – Нет»  с использованием цифр и чисел в линейном ряду. 9

Тренинги с использованием цифр и чисел. 11

Игры  "Да – Нет" на бумажной ленте. 11

с цифровым рядом от 0 до 10. 11

Игры    "Да – Нет" на бумажной ленте. 12

с числовым рядом  от 0 до 100  десятками без единиц. 12

Игры  "Да – Нет" с числовым  рядом от 0 до 20. 13

Игры "Да – Нет" с  использованием предметов в линейном пространстве. 14

Тренинги  с использованием предметов. 14

Игры  "Да – Нет"  с предметами. 14

Игры  "Да – Нет" на плоскости. 16

Тренинги. 17

Игры «Да – Нет» на горизонтальной плоскости. 17

Игры  "Да – Нет" на вертикальной плоскости (на учебной доске) 18

Игры  "Да – Нет"  со сменой точки зрения в зеркальном и боковом вариантах. 19

Игры  "Да – Нет"   с географической картой. 20

Игры «Да – Нет» в объемном пространстве. 20

Тренинги. 21

Игры «Найди игрушку». 22

Примерная последовательность освоения пространства. 23

детьми 3 – 7 лет. 23

Часть 2. 24

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ НАВЫКОВ  НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТОВ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА.. 24

Основные виды классификационных игр «Да – Нет». 26

Подготовительные  упражнения к классификационным играм «Да-нет». 27

«Природный и рукотворный мир». 28

«Мир живой и неживой природы». 28

«Мир живой природы (растения, животные, грибы)». 29

«Классификация объектов рукотворного мира». 30

«Классификация объектов по заданному признаку». 31

Тренинги с использованием  классификационных игр «Да – Нет». 32

Игры  «Да – Нет» с набором картинок. 33

Игры «Да – Нет» с видимыми  для ребенка объектами. 34

ближайшего окружения. 34

Игры «Да – Нет» с объектами, которых нет в ближайшем окружении. 34

Игры  «Да – Нет» с неизвестными словами. 35

Часть 3. 37

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ.. 37

Алгоритм анализа ситуаций. 37

Обучение детей анализу ситуаций. 38

Тренинги с детьми  по разгадыванию ситуативной загадки. 39

«Отгадай объект». 40

«Отгадай объект и его действие». 40

«Отгадай, что случилось потом». 42

Игры «Да – Нет»  на  эколого-биологические темы.. 43

Игры с текстами литературных произведений. 44

Обучение  детей составлению ситуативных  загадок. 45

Тренинги  по подготовке детей к составлению ситуативных  загадок. 46

«Замени слова». 46

«Что из этого может быть». 46

«Эта ситуация из какого мира?». 46

«Разложи лепестки ромашки». 46

«Угадай героя и вспомни его действия». 46

«Я назову действия героя, а ты – свойства характера». 47

«Закодируй сказку схемами». 47

«Путешествие по сказкам». 47

«Выбери подходящую пословицу». 47

Тренинги  по созданию загадок. 48

Составление ситуативных загадок. 48

по литературным произведениям с изначально неверными параметрами. 48

Составление разных вариаций ситуативных загадок. 50

по литературным произведениям.. 50

Составление ситуативных загадок. 50

на основе ситуаций из реальной жизни. 50

НЕСКОЛЬКО СЛОВ В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ.. 51

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 52

Приложения…………………………………………………………54

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

&   -  рекомендации педагогам     *       -      примеры


 ПРЕДИСЛОВИЕ

Похожие материалы

Информация о работе