Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 7

       Игра  "Да – Нет"  с  игрушками, выстроенными в линейный горизонтальный  ряд

Загадана – машина. Данная  игра проводиться с детьми 3-3,5 лет.

Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину ряда, выполнять действие  «найти середину – закрыть  половину».

Оборудование: платок, размером 50х50; 5 игрушек (машина –  пирамидка – погремушка – кукла –  мяч), которые  расположены слева направо  на уровне глаз ребенка на расстоянии его вытянутых в стороны  рук.

Игровое действие: предлагается найти игрушку  и рассказать про нее стишок. Маленькие дети в начале ищут серединный объект (погремушку). Для этого ладошки ребенка должны касаться  крайних объектов ряда. Тогда серединный объект будет находиться перед глазами малыша.

Возможные  вопросы:

-  На середине находится  погремушка? – Да.

-  Это про погремушку  рассказываем стишок? – Нет.

-  Эта игрушка  справа от погремушки? – Нет (платком закрываются погремушка, кукла, мяч, чтобы не отвлекать внимание детей).

-  Это слева от погремушки? – Да.

-  Это машина? – Да. Про нее нужно рассказать стишок.

Необходимо проговорить с детьми, что сначала надо найти середину ряда и закрыть предметы, оставшиеся на другой половине. Так можно найти загаданную  игрушку быстрее.

Результат: игрушка найдена.

Творческие задания

В зависимости от качества освоения детьми игр с игрушками  возможны усложнения заданий:

Игры  "Да – Нет" с картинками разных классификационных групп, расположенными горизонтально. Количество картинок можно увеличить до 11 единиц.

Игры  "Да – Нет" с картинками разных классификационных групп, расположенными вертикально. Цель: введение понятия «выше-ниже» серединного объекта.

Игры  "Да – Нет" с картинками и игрушками разных классификационных групп, расположенными  в удаляющемся от играющих ряду. Цель: введение понятия «дальше-ближе» от серединного объекта.

Игры  "Да – Нет" с картинками одной из  классификационных групп. Это могут быть животные, овощи, растения и т.д. Цель: отработка  навыка сужения поля поиска  по разным признакам   - местоположению, цвету, форме объекта и т.д. Идет закрепление знаний о природном мире, умений строить ряд по самостоятельно выбранному признаку.

Игры  "Да – Нет"  с  геометрическими формами (объемными или плоскостными) разного размера и цвета.  Дети самостоятельно располагают  формы в линейный ряд и ищут признак, по которому можно сузить поле поиска (цвет, размер, или местонахождения).

В этих играх можно закрепить различные параметры размера: высоты, длины, ширины. В качестве материала используютсянаборы картонных полосок или палочек, которые различаются по цвету и размеру. Так можно закрепить признак цвета.

Игры  "Да – Нет" с  изображением  картинок  объектов (на каждой карточке  точками  и цифрой обозначены числа от 1 до 10).  Цель: обучение сравнению количественных показателей с цифровым обозначением.

Игры  "Да – Нет"  с  изображением  на картинках частей суток, времен года, дней недели. Располагать картинки надо в разных вариантах линейного ряда (горизонтально, вертикально или с удалением от играющих).

 Используя данные картинки, можно закрепить знания последовательности месяцев в году. Их можно  нарисовать схематично вместе с детьми, придумав  обозначение каждого месяца. Закрепляя знания последовательности дней недели, мы формируем умения перечислять их в любом порядке. Возможен вариант цветового изображения дней недели. Например: понедельник – красный, вторник – оранжевый, среда – желтый, четверг - зеленый, пятница - голубой, суббота - синий, воскресенье – фиолетовый. Линейный ряд может начинаться со среды (желтая карточка) и заканчиваться вторником (оранжевая карточка).

Игры  "Да – Нет"  с изображением букв алфавита. Цель: отгадывание загаданной буквы по ее местонахождению в линейном ряду.