Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 12

Виды игр

Расположение объектов

Возраст ребенка

3 года

4 года

5 лет

6 лет

используемые объекты

и вводимые понятия

Игры «Да - Нет» с числами в линейном пространстве

горизонтальное

-

цифры от 0 до 10

числа  от 0 до 100

десятками

числа от 0 до 100 единицами

-

середина, больше-меньше

середина, больше-меньше

середина, больше-меньше

Игры «Да - Нет» с предметами в линейном пространстве

горизонтальное

игрушки

картинки

игрушки, картинки

игрушки, картинки

право-лево, середина

между, крайние

право-лево, середина между, крайние при зеркальном расположении

право-лево, середина, между, крайние при зеркальном расположении

вертикальное

игрушки

картинки

игрушки, картинки

игрушки, картинки

выше-ниже, середина

между, крайние

чуть выше, чуть ниже середины

чуть выше, чуть ниже середины при зеркальном расположении

удаленное

-

игрушки, картинки

игрушки, картинки

игрушки, картинки

-

дальше-ближе, середина

дальше-ближе, середина

дальше-ближе, середина при зеркальном расположении

Игры

«Да - Нет» на плоскости

Горизонтальное

-

игрушки, картинки

игрушки, картинки, буквы, цифры, герои сказок

игрушки, картинки, буквы, цифры, герои сказок, географическая карта

-

правая, левая часть поверхности,  угол, центр, дальняя ближняя части  поверхности

центры правой – левой  стороны, нижней – верхней части

при зеркальном и боковом расположение играющих по отношению к объектам.

Вертикальное расположение объектов (игры на доске)

-

игрушки, картинки,

игрушки, картинки, буквы, цифры, названия сказок и т.д.

игрушки, картинки, буквы, цифры, названия сказок и т.д.

-

правая, левая часть поверхности, угол, выше - ниже

центры, стороны углы вертикальной поверхности

центры, стороны углы вертикальной поверхности

Игры «Да - Нет» в объемном пространстве

Взгляд сверху (коробка)

-

-

коробка с игрушками или  картинками, прикрепленными внутри

коробка с игрушками или  картинками, прикрепленными внутри

-

-

правая - левая,   ближняя – дальняя, верхняя – нижняя части коробки

правая - левая,   ближняя – дальняя, верхняя – нижняя части коробки

Взгляд изнутри (комната)

любые объекты, находящиеся в комнате

любые объекты, находящиеся в комнате

любые объекты, находящиеся в комнате

любые объекты, находящиеся в комнате

впереди - сзади, в середине, право - лево

выше – ниже уровня глаз, правая – левая часть комнаты, передняя – задняя, угол и сторона

привязка к объектам внутри комнаты (дальше - ближе от окна, выше – ниже стула, правее – левее шкафа)

привязка к объектам внутри комнаты в зеркальном и боковом  вариантах.

Напомним, любой реальный объект имеет признаки цвета, формы (объемной, плоскостной), размера (высоты, длины, ширины), количества, части, изменения во времени, материала, местонахождения и т.д. Например, в игре можно загадать высоту самой высокой горы мира, глубину самой глубокой точки океана или самой глубокой пещеры, рост самого большого или самого маленького человека, жившего на Земле; даты каких -  либо событий и т.д. Такие тренинги могут быть вариантами развивающих игр.

Часть 2.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ НАВЫКОВ  НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТОВ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА