Маркетинговые исследования: Методические указания по выполнению курсовой работы и проведения практических занятий, страница 41

9.  Если работа идет в Excel, для каждого вопроса рассчитываются корреляции[37] между ответами на него и строкой сумм ответов. Хорошим утверждением считается то, для которого эта корреляция велика (больше 0,5). Это означает, что те, кто в целом хорошо относится к объекту, положительно оценил данное утверждение, и наоборот. Если же корреляция мала, это значит, что связи между общим отношением и оценкой данного утверждения нет, и вопрос следует исключить. Отрицательное значение свидетельствует об ошибке в рассуждениях. Так получается, например, если большой объем рекламы разработчик анкеты посчитал отрицательным фактором, а респонденты – положительным. Этот вопрос можно либо убрать, либо заменить значение соответствующей ячейки второго столбца табл. 8 на противоположное и повторить все расчеты.

10.  Использованный при расчете табл. 9 ручной способ расчета (его можно применить и в Excel) заключается в том, что выделяются столбцы, относящиеся к 25% респондентов, показавших плохое отношение, и 25% респондентов, показавших хорошее отношение. Если опрошено 16 респондентов, то берутся 4 относящихся хуже других и 4 набравших максимальные суммарные оценки. В табл. 9 имеются ответы 8 респондентов, так что для расчетов берутся по 2 плохо и хорошо относящихся к ОРТ. Далее для каждого вопроса производится суммирование ответов выбранных «пессимистов» и «оптимистов» и вычисляется разница между ними (последний столбец табл. 9). Если она мала, то отношение слабо влияет на ответ на данный вопрос, и вопрос следует исключить. Чем эта разница больше, тем лучше вопрос: хорошо и плохо относящиеся к объекту исследования отвечают на него по-разному. Обычно отбирают 15…20 вопросов.

Для удобства выбора вопросов табл. 9 отсортирована по убыванию значения последнего столбца. В примере выбираются первые 7 вопросов. Они имеют значение последнего столбца не менее 5, что говорит об их полезности.

11.  Из набора «хороших» утверждений формируется анкета. Вопрос окончательного варианта анкеты полностью совпадает с вопросом предварительного варианта. Расчет отношения респондента производится так же, как и при разработке анкеты: определяется сумма его преобразованных ответов на все вопросы. Обобщение результатов опросов проводится аналогично последнему шагу, описанному в п. 15.1.

Дополнительное задание

Это задание может использоваться как тема курсовой работы.

Используйте метод кластерного анализа для выявления характеристики, которую следует улучшить.

16. Разработка тестов для определения
психологических атрибутов

Тестирование – распространенный метод исследования, применяемый не только в менеджменте и маркетинге, но и во многих других областях. Поэтому умение разрабатывать тесты полезно современному специалисту.

Психологические атрибуты, к которым можно отнести коммуникабельность, склонность к риску, наблюдательность, важны для маркетинга. Изучая их, исследователи пытаются построить модель поведения покупателя при покупке.

Если такая модель построена, в руки маркетолога попадает инструмент, который поможет определить, как воздействовать на потребителя, чтобы сформировать желаемое отношение к товару, какая реклама будет наиболее доходчивой, на какие атрибуты товара лучше обращать внимание покупателей.

Разработка таких моделей – сложная задача. О ней рассказывается в [1, 3]. Здесь же разговор о ней ведется для того, чтобы подчеркнуть, что тесты психологических атрибутов не только ценны сами по себе, но и дают информацию для более сложных и глубоких исследований.

16.1. Задание

Разработать тест для исследования какой-либо психологической характеристики. При работе на практическом занятии разрабатывается один тест, проводится опрос присутствующих, и все студенты проводят обработку данных, сравнивая полученные результаты.

16.2. Порядок работы

1.  Определяется, какая именно психологическая характеристика будет исследована. Она должна иметь четкое определение и отличаться от других сходных характеристик. Следует также указать аспекты исследуемой характеристики, ее связи с другими психологическими характеристиками и пользу от ее исследования. Например, удовлетворенность работой имеет такие аспекты, как удовлетворенность заработной платой, перспективами карьерного роста, отношениями в коллективе. Она связана с общей удовлетворенностью жизнью, оптимизмом. Высокая удовлетворенность работой повышает ее результативность. Низкая удовлетворенность свидетельствует о необходимости изменения климата в коллективе, повышении заработной платы или других мер.