Маркетинговые исследования: Методические указания по выполнению курсовой работы и проведения практических занятий, страница 33

7.  В Excel составляются две таблицы, пример которых дан на рис. 16. В меньшей таблице, расположенной в столбцах D и E, перечислены все возможные значения всех параметров (для примера их 3+3+2=8) и их начальные веса (все они равны 1). В столбце А перечислены все варианты, от самого плохого до самого хорошего. Формулы в столбце B строятся по результатам опроса. В примере респондент посчитал самым худшим вариантом электрочайника модель с ценой 1400 руб., емкостью 1 л и спиральным нагревателем. Поэтому в формуле для худшего варианта (с весом 1) в формуле фигурируют ячейки, содержащие веса цены 1400, емкости 1 л и спирального нагревателя. Аналогично заполняются остальные ячейки столбца B.

Под левой таблицей, в ячейке А20, находится еще одна формула. Смысл ее заключается в следующем. Excel должна будет так подобрать веса в правой таблице, чтобы значения в столбцах А и В совпали как можно точнее. Тогда «хорошие» модели товара будут иметь большой вес, который складывается из больших весов тех параметров, которые респонденты считают хорошими. То есть веса каждого значения каждого параметра будут тем больше, чем лучше этот параметр в глазах респондента. Мерой соответствия столбцов А и В может быть сумма квадратов разностей значений этих двух столбцов, которая и вычисляется в ячейке А20.

8.  Перед Excel ставится задача поиска решения: минимизировать значение ячейки A20, изменяя значения ячеек Е10:Е17.

Результаты поиска решения для расчетного примера даны на рис.17.

1.  По правой таблице строится обычная гистограмма[22], а по левой – график. Лучше построить их на отдельных листах. Для рис. 17 они имеют вид рис. 18 и рис. 19 соответственно.

Гистограмму следует строить, выделив оба столбца правой таблицы. Тогда содержимое столбца D (рис. 16) станет метками на оси X.

Рис. 16. Вид рабочего листа Excel при решении задачи

Для построения графика также удобно взять два столбца (A и B с рис. 16). Тогда легче будет оценить отклонения полученных весов вариантов от идеала.

2.  Производится анализ полученных данных. На гистограмме выделяются группы столбцов: относящиеся к каждому из рассматриваемых параметров. Например, на рис. 18 видны три столбца, относящиеся к цене и два – к типу нагревателя.

Для опрошенного респондента наиболее важна та характеристика, которая имеет максимальный разброс весов для различных значений. Наименее важна характеристика, имеющая минимальный разброс высот столбцов. Из рис. 18 следует, что для респондента более важна цена и менее важен тип нагревателя.

Рис. 17. Результаты выполнения расчетного примера

Идеальный вариант имеет набор параметров, который определяется по наиболее высокому столбику среди цен, наиболее высокому столбику среди объемов и наиболее высокому среди видов нагревателей. Рис. 18 свидетельствует, что идеалом является модель с ценой 1000 руб. и спиральным нагревателем.

Рис. 18. Веса параметров для расчетного примера

Респондент смирится с отклонениями от идеала, если снижение веса будет небольшим по сравнению с идеалом. Именно такой продукт и следует выпускать, если идеальный вариант выпустить невозможно, например, если он не может быть таким дешевым. Тот параметр, для которого разность весов между идеальным вариантом и вариантом, следующим за идеалом, минимальна, и может быть изменен наиболее безболезненно.

Из рис. 18 видно, что увеличение цены с 1000 до 1200 руб. снизит вес варианта на 2, а изменение типа нагревателя – только на 1. Поэтому при невозможности выпускать идеальный товар лучше изменить тип нагревателя.