Маркетинговые исследования: Методические указания по выполнению курсовой работы и проведения практических занятий, страница 20

2.  Сравните полученное значение с рассчитанным.

3.  Определите разницу между ними.

4.  Укажите, к какому варианту из показанных на рис.3 относится данный результат.

11.3. Варианты заданий

Исследование влияния дохода и ученой степени
на наличие дорогого автомобиля

1.  По данным листа Автомобили файла CrossTab.xls постройте кросс-таблицу для переменных ученая степень и наличие [дорогого] автомобиля Определите влияние наличия ученой степени на наличие автомобиля. При отсутствии файла CrossTab.xls воспользуйтесь табл. П.2.

2.  Введите третью переменную – доход. Формат таблицы аналогичен табл. 4. Определите уточненное влияние наличия ученой степени на наличие дорогого автомобиля. Определите, к какому варианту, изображенному на рис. 3, относится данный пример.

3.  Постройте кросс-таблицу зависимости наличия дорогого автомобиля от дохода. Формат таблицы и рассуждения аналогичны предыдущему случаю. Определите влияние дохода на наличие дорогого автомобиля.

4.  Постройте таблицу с дополнительной переменной – наличием ученой степени.

5.  Рассчитайте уточненное влияние дохода. Классифицируйте данный пример согласно рис. 3.

Исследование зависимости частоты посещения ресторана
от размера семьи и дохода

Постройте кросс-таблицу переменных Размер семьи и Частота посещения ресторана. Данные находятся на листе Рестораны файла CrossTab.xls. При отсутствии файла CrossTab.xls воспользуйтесь табл.П.3.

Выполните задания 2…5 предыдущего пункта, взяв в качестве третьей переменной доход.

Исследование зависимости готовности совершить
туристическую поездку от возраста и пола

Постройте кросс-таблицу переменных Возраст и Турпоездка. Данные находятся на листе Турпоездки файла CrossTab.xls. При отсутствии файла CrossTab.xls воспользуйтесь табл.П.4.

Выполните задания 2…5 предыдущего пункта, взяв в качестве третьей переменной пол.

12. Кластерный анализ

12.1. Общие сведения

Кластерный анализ – метод обработки данных маркетинговых исследований, позволяющий выявить в данных группы. В отличие от классификации, при которой группировка производится по значениям заранее заданных признаков, кластеризация проводится по комбинации признаков.

Роль кластерного анализа велика потому, что он дает основу для сегментирования.

Применение данного вида анализа, как, впрочем, и других математических методов, дает лишь основу для принятия решений, позволяет по-новому взглянуть на имеющиеся данные, найти в них не всегда очевидные закономерности.

Для примера следует взять данные об Интернет-провайдерах (табл. П.5 или файл Internet.sav.) Кластерный анализ будет проводиться с помощью пакета SPSS.

1.  Введите данные в пакет SPSS. Для этого просто откройте файл Internet.sav.

2.  Если Вы не располагаете вышеупомянутым файлом, вводите данные из табл. П.5 вручную.

1.  Запустите SPSS (Пуск à Программы àSPSS for Windows àSPSS 11.5 for Windows).

2.  Если откроется окно начального диалога с рамкой What would you like to do? (что Вы собираетесь делать), выберите опцию Type in data (вводить данные).

3.  Начинайте ввод данных.

Вид окна ввода приведен на рис.4. В организации диалога много общего с программой Excel. Собранные в результате исследования данные хранятся в таблице Data view (просмотр данных). Именно она показана на рис.4. Столбцы этой таблицы называются Variables (переменные), а строки – Cases (наблюдения).

Для описания характеристик таблицы данных, в первую очередь – ее формата служит таблица Variable view (просмотр переменных), расположенная в том же окне. Для перехода от одной таблице к другой используются ярлыки, подобные ярлыкам рабочих листов в Excel.

Число строк таблицы Variable view соответствует числу переменных (столбцов таблицы на листе Data view), а имена столбцов фиксированы. Первый столбец таблицы Variable view называется Name (имя [переменной]). Это имя помещается в заголовок столбца первой таблицы аналогично заголовку столбца Excel, и должно начинаться с буквы. Для обеспечения возможности ввода русских букв надо выбрать View à Fonts à Набор символов à Кириллица. Здесь же можно изменить шрифт, его размер и написание букв (не рекомендуется). Второй столбец, имеющий название Type, содержит тип данных. В примерах будут использованы типы Numeric (числовой), String (строковый). Третий столбец, под заголовком Width (количество символов), предназначен для задания количества символов в столбце данных. Обычно его значение остается тем, которое задано по умолчанию. То же относится и к остальным столбцам.