Маркетинговые исследования: Методические указания по выполнению курсовой работы и проведения практических занятий, страница 15

-  сформулировать набор вопросов, выполнив шаги, описанные в разделе «разработка анкеты». Для выполнения шага тестирования анкеты провести опрос двух человек по анкете, фиксируя непонятные для них моменты, о которых они спрашивали интервьюер. В отчете следует предъявить исходный и откорректированный вариант анкеты;

-  описать процедуру проведения исследования: кого, когда и где опрашивать, каким способом;

-  выбрать способ оценки необходимого количества опрашиваемых и определить это количество;

-  описать процедуру обработки данных анкетирования от сбора пачки анкет от интервьюеров или респондентов до получения итоговых результатов;

-  описать процедуру интерпретации полученных результатов;

При выполнении задания следует предложить два-три варианта исследования. Из них выбрать имеющий наиболее репрезентативную выборку[12]. Если варианты сравнимы по репрезентативности, выберите и (имеющих примерно одинаковую репрезентативность), из них самый дешевый.

Представление результатов производится по перечисленным выше пунктам.

8.6. Составление сопроводительного письма

Сопроводительные письма отправляются вместе с почтовой анкетой. Их цель – обеспечить высокий уровень ответов на анкету. Особенно важно сопроводительное письмо при опросах в организациях.

Требования к сопроводительному письму

Сопроводительное письмо должно содержать следующее.

1.  Персональное обращение.

2.  Просьбу об одолжении.

3.  Указание важности проекта исследования и его целей (…национальный масштаб…).

4.  Упоминание важности респондента (…Вас и других экспертов… среди руководства…).

5.  Фразу о важности ответов в целом (…для получения достоверной картины…).

6.  Уточнение, что ответ важен, даже если респондент не считает себя достаточно квалифицированным (…независимо от того, используете ли Вы наше оборудование…).

7.  Намек на пользу для респондента (…чтобы спроектировать удовлетворяющий Вас продукт…).

8.  Слова о том, что ответ займет немного времени и будет нетрудно ответить на вопросы.

9.  Напоминание о прилагаемом конверте с обратным адресом.

10.  Пояснение, как выбирали респондентов (…Ваше имя появилось в научно составленной случайной выборке…).

11.  Указание на то, что ответ анонимен (…Если Вас заинтересуют результаты, проставьте свои координаты на анкете или дайте запрос о результатах по адресу…………., телефон…………, факс……….)

12.  Фразу о важности результатов исследования.

13.  Просьбу ответить при первой возможности.

14.  Благодарность за помощь.

15.  Намек на важность обращающегося с просьбой (подпись директора исследовательской организации).

16.  Информацию об организации, проводящей опрос (название организации в заголовке письма).

17.  Описание и цель вознаграждения (…прилагаемый чек – всего лишь дань признательности…).

В целом письмо не должно быть длинным (ни при каких обстоятельствах не должно занимать более одной машинописной страницы; лучше, если страница будет заполнена не полностью). Письмо не должно содержать грамматических и орфографических ошибок, должно иметь отточенный стиль и привлекательный внешний вид.

Варианты заданий

Составьте сопроводительное письмо к следующим анкетам.

1.  Для определения характеристик токарного станка, наиболее нужного заводам.

2.  Для оценки величины спроса на трамвайные рельсы в будущем году.

3.  Для оценки объема и состава грузоперевозок по железной дороге, приемлемых цен перевозки.

4.  Для выяснения характеристик бытовых стиральных машин, в наибольшей степени удовлетворяющих потребителей (предполагается, что анкета будет разослана по почте в домашние хозяйства).

5.  Для расчета объема нехватки школьной мебели.