Маркетинговые исследования: Методические указания по выполнению курсовой работы и проведения практических занятий, страница 16

9. Выборки

Достоверность результатов исследования сильно зависит от качества выборки. Однако не всегда возможно и целесообразно делать большие выборки. Оцените предложенный тип выборки, определите наилучший или предложите свой.

9.1. Исследование для магазина одежды больших размеров

Каким образом можно выбрать респондентов для опроса, проводимого с целью выяснения пожеланий покупателей одежды больших размеров?

9.2. Разработка условий кредитования

В последнее время широко распространяется продажа товаров в кредит. Для сбора мнений потребителей и разработки мероприятий по совершенствованию кредитования планируется провести опрос.

1.  По каким параметрам Вы предложили бы ввести квоты? Объясните Ваш выбор.

2.  Дайте примерную экспертную оценку характеристик, используемых для разработки квот.

3.  Создайте примерные квоты на опрос 1000 чел.

9.3. Исследование пользователей кредитных карт

Банк проводит исследование для сегментирования пользователей кредитных карт. Предполагается выделить пользующихся картами регулярно или от случая к случаю; использующих карту для получения заработной платы наличными; для совершения покупок или для накопления; покупающих по карте товары от случая к случаю или регулярно; совершающих только крупные покупки или пользующихся картой как можно чаще. Далее следует попытаться определить «портрет» каждого из перечисленных типов пользователей.

1.  Определить генеральную совокупность и рамки выборки

2.  Как произвести простую случайную выборку?

3.  Как произвести стратифицированную выборку?

4.  Как произвести гнездовую (кластерную) выборку?

5.  Какая из перечисленных выборок лучше и почему?

10. Психологические исследования
методом ассоциации слов

10.1. Описание ситуации

Рассказ «Психологический тест» – программное произведение Таро Хираи, известного под псевдонимом Эдогава Рампо по созвучию с Эдгаром Аланом По (1894-1965).

В нем описывается метод психологического тестирования для изобличения преступников. Метод был предложен немецким ученым Гуго Мюнстербергом (1863-1916) и является разновидностью опросов с ассоциациями слов и измерением задержки ответа. Параллельно проводится измерение физиологических реакций, например, пульса. Практика показала, что время ответа на «опасные» вопросы гораздо больше, чем на безобидные, так как человек стремится подавить в себе первый пришедший в голову ответ и придумать другой, более, по его мнению, безопасный. После такого «опасного» вопроса наблюдается эффект замедления ответа и на следующий вопрос.

История, изложенная в рассказе вкратце такова. Фукия, бедный студент, решил убить и ограбить богатую жадную старуху, у которой снимал комнату его друг Сайто. После убийства Фукия достал деньги из цветочного горшка с карликовой сосной, где они хранились, завернутые в вощеную бумагу. Однако на старой ширме осталась царапина…

Подозрение пало и на Фукию, и на Сайто. Сайто попал в тюрьму. Их обоих подвергли психологическому тесту, который дал результаты, приведенные в табл. 2 [13] («опасные», по мнению полиции, вопросы выделены). К тесту преступник долго готовился…

Конечно, по результатам теста преступник не был изобличен. Но его ответы вызвали подозрение. Автор рассказа считает, что выносить приговор только на основании подобных тестов – а выносились даже смертные приговоры – величайшая ошибка. В конце концов, преступник попался в расставленную полицией ловушку (правда, она уже не была связана с тестом)…

10.2. Задание

1.  Проанализировать влияние эмоционального состояния подозреваемых на их ответы.

2.  Найти причину, по которой ответы Фукии вызвали сомнение следователя[14].

3.  Оценить область применения подобных тестов в криминалистике и маркетинге.

4.  Разработать аналогичные тесты для оценки