Маркетинговые исследования: Методические указания по выполнению курсовой работы и проведения практических занятий, страница 36

4.  Подготовить анкету для выбора из сформированных утверждений лучших. Для этого следует записать их на листке, снабдив заданием следующего вида:

Ответьте, пожалуйста, как, по Вашему мнению, каждое из этих утверждений характеризует любой телеканал [27]. Возможные ответы – любое целое число от 1 (очень отрицательно) до 11 (очень положительно) включительно.

5.  Первый тур опроса производится судьями. Судьи – не профессионалы, а представители той же группы потребителей, среди которой будет проводиться опрос[28]. В реальных исследованиях судей бывает порядка 50. Для курсовой работы их должно быть 16 или 20, при выполнении лабораторной работы – 12 или 16. Обычно опрос проводится одновременно в одном помещении. Надо подробно проинструктировать респондентов, отвечать на возникающие у них вопросы. Следует позаботиться о том, чтобы респонденты не запутались в ответах, отвечали именно на сформулированный вопрос, а не характеризовали свой любимый (или нелюбимый) телеканал. Для этого при опросах присутствует интервьюер-консультант.

6.  Обработка результатов проведенных опросов заключается в их вводе в Excel (в таблице строки соответствуют вопросам, столбцы – респондентам). Хорошие утверждения – те, которые были оценены единодушно, например, если все судьи охарактеризовали удобство расположения магазина от 8 до 10 баллов, то все они считают эту характеристику положительной. Плохой вопрос имеет большой разброс ответов. Например, если низкие цены охарактеризованы числами от 3 до 9, это означает, что одни думают, что это хорошо, другие – что плохо.

Для оценки разброса можно использовать дисперсию ответов на один вопрос[29], либо, если расчет производится вручную, используется интерквартильная широта[30].

Для каждого вопроса требуется также определить среднеарифметическое значение полученных ответов[31]. В качестве оценки среднего значения при ручных расчетах можно брать медиану[32].

Если расчеты производятся в Excel, результаты следует загрубить. Дисперсия берется с точностью до целых значений, среднее – до 0,5 или до целых. Это следует сделать с помощью функции ОКРВВЕРХ (<исходное число>; <точность>) или ОКР(<исходное число>; <число знаков после запятой>). В качестве аргумента <точность> можно подставить число 1 или 0,5.

В итоговую анкету выбираются вопросы, имеющие различные средние значения и малый разброс. Для этого удобно отсортировать вопросы по убыванию средних значений, а затем – разброса. Среди вопросов, имеющих одинаковое значение средних, отбирается вопрос с минимальным разбросом ответов.

Для примера с телеканалами обработка ответов судей может выглядеть так, как показано в табл. 7. Ответы судей вводятся в столбцы 3…10 этой таблицы. Для обработки выбран метод расчета медианы и интерквартильной широты, который может выполняться как с помощью Excel, так и вручную.

После получения расчетных статистик вопросы были отсортированы в Excel вначале по убыванию значения медианы, а затем – по убыванию значения интерквартильной широты.

Отобранные в окончательную анкету утверждения отмечены курсивом. Выбираются значения, имеющие различную медиану и минимальную для этого значения медианы интерквартильную широту. Ввиду малого числа вопросов в итоговую анкету попали не все возможные значения медианы. Например, отсутствуют значения 1, 2, 3, 6 и другие. Если вопросов 25…30, то следует вначале подобрать значения медианы: берутся значения с шагом 1, либо 0,5, либо 2. Шаг выбирается таким образом, чтобы значения медианы были представлены наиболее равномерно. Например, в табл. 7 больше значений медианы, превышающих 6, чем меньших 6. Если взять только целые значения, то будет исключен вопрос с медианой 8,5, что повысит равномерность шкалы. Но будут также исключены вопросы с медианами 2,5, 4,5 и 5,5, то есть фактически все с медианой, меньшей 6, что ухудшит равномерность.

Таблица 7

Обработка данных, собранных от судей, при разработке