Оптимизационный подход к интегральной оценке инновационного потенциала предприятия: опыт апробации, страница 7

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что вопросы экономического обоснования нововведений всегда занимали важное место в инновационном менеджменте. Однако кардинальное изменение условий ведения (приобретение предприятиями большей самостоятельности, усиление индивидуальной ответственности, за экономические последствия реализации нововведений, а также наличие твердого дефицита инвестиций) хозяйства, с одной стороны, обусловило усиление роли этого этапа инновационного процесса в ходе формирования и следующего принятия управленческих решений, а с другой определило необходимость его совершенствования с целью обеспечения соответствия современным требованиям. При этом важность и сложность анализируемого объекта определяют целесообразность использования комплексного подхода к проведению углубляющего исследования. При этом, прежде чем формировать рекомендации по экономическому обоснованию нововведений, необходимо предварительно рассмотреть целый ряд важных вопросов, успешное разрешение которых будет способствовать повышению объективности и эффективности разрабатываемых рекомендаций. В числе таких вопросов: определение роли экономического обоснования нововведений, анализ действующей государственной инновационной политики в Украине, а также исследование сущности и специфики инновационного процесса.

Развитие рыночных отношений в Украине способствует формированию подавляющей ориентации отечественных субъектов ведения хозяйства на экономические результаты своей деятельности. Именно это стремление, усиленное другими аспектами (социальными, экологическими, политическими и так далее), в значительной мере определяет их экономическую активность, в том числе и инновационную. В этой связи существенное повышение последней может быть обеспечено только с помощью целеустремленной мотивации субъектов ведения хозяйства к осуществлению инновационной деятельности, которая обеспечивает возможность получения сверхдохода (или максимизации размера прибыли, которая снимается из единицы инвестированного капитала) с помощью успешного использования разного рода "новых комбинаций" инноваций. Вместе с тем,  вопрос мотивации инновационной деятельности в условиях становления рыночной экономики в Украине проработан недостаточно полно и потому требует последующего исследования, в первую очередь в части конкретизации содержания и специфики процесса мотивации инноваций, а также роли и места экономического обоснования, что позволяет формализировать возникающие мотивы к их осуществлению в конкретных сформированных условиях ведения хозяйства [3]. Более детально остановимся на отмеченных вопросах.

В первую очередь следует отметить, что в отличие от централизовано-плановой экономики, когда стихийное колебание цен и объемов производства под воздействием спроса и предложения было исключено, рыночные условия ведения хозяйства реально допускают возможность получения сверхдоходов с помощью "новых комбинаций". Отмеченное становится возможным, потому что субъект, который впервые успешно освоил таковую, становится своего рода монополистом (по крайней мере временно и на отдельном рынке или его сегменте) со всеми последствиями, которые отсюда выплывают, - возможность существенного увеличения объема прибыли с помощью завышения цен на новые товары, отсутствие твердой конкуренции и так далее. Однако, эта "новая комбинация" - источник сверхдохода, через особенную привлекательность, один раз увенчавшись успехом, впоследствии становится приобретением многих. В результате чего на рынке (речь идет о рынке или его сегменте, на котором это изменение было в первый раз использовано) появляется большое количество конкурентов, которые желают использовать этот способ получения сверхдохода. При этом возникает ситуация, которую можно описать словами К. Маркса: "В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез, что есть не формула, а движение. Монополия делает конкуренцию, конкуренция делает монополию. Монополисты конкурируют между собой, конкуренты становятся монополистами..." [6].