Оптимизационный подход к интегральной оценке инновационного потенциала предприятия: опыт апробации, страница 21

Расходы на 1грн. реализованной продукции в 2008 году увеличились на 5,3% и сложили 85,73 коп. В итоге производственная прибыль на 1т реализованной продукции в 2008 году снизилась на 4,5 млн.грн., то есть на 20,5 %, против уровня 2007 года и на 30% против уровня в 2006 г. В целом это повлекло снижение уровня рентабельности реализованной продукции, рассчитанной по себестоимость реализации с 22,83 % в 2007 году до 16,65 % в 2008 году. Объем товарной продукции в отчетном периоде так же снизился и сложил 83,3 % до уровня в прошлом году (таблица 2.2).

Чистая прибыль предприятия в 2008 г. склалав 6,9 млн. грн., что на 3,5 млн. грн. или на 33,9 % ниже уровня 2007 м и на 38 % ниже уровня 2006р.

2.2.2 Анализ объема производства и реализации продукции

Объем производства и реализации продукции является взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченному попил на первое место выдвигается объем производства продукции. Предприятие должно делать только те товары и в таком объеме, что оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышения ее качества непосредственно влияют на величину расходов, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Его основные задачи: [11]

·  оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

·  определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

·  выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

·  разработка мероприятий относительно освоения выявлений резервов.

По итогам работы предприятия за 2008 г. общий объем производства лакокрасочных материалов в сравнении с 2007 г. снизился на 6,4 тис.т (то есть на 17,3 %) и составил 30,8 тис.т, что отвечает использованию мощности предприятия на 38,5 % (таблица 2.3).


Таблица 2.3 - Производство лакокрасочных материалов, т

Наименование показателя

Индекс

Од.вим

Годы

Отклонение

2006

2007

2008

Абсолютное

Относительное

1

2

3

4

5

6

7

8

Выпуск продукции

N

т

39319

37223

30795

-6428,0

-17,3%

 В том числе продукция на конд-смолах

N1

т

36119

15383

13869

-1514,0

-9,8%

 - продукция на полимерных смолах

N2

т

2096

19080

13741

-5339,0

-28,0%

 - продукция на эфирах целлюлозы

N3

т

669

589

1309

720,0

122,2%

 - краски водно-эмульсионные

N4

т

158

1877

1578

-299,0

-15,9%

 - растворители

N5

т

143

39

221

182,0

466,7%

 - олифа

N6

т

134

255

77

-178,0

-69,8%

Падение объемов производства обусловленно, в первую очередь, дефицитом на украинском рынке сырьевых компонентов, выработанных отечественными предприятиями монополистами. Перебои в снабжениях основных видов сырья, таких как фталевый ангидрид (м.Авдіївка КХЗ) и пентаэритрит (м.Рубіжне хімзавод «Заря») в разгар сезона не позволили выполнить все заказы на снабжение товарного лака, которое сложило 37,6% общего снижения объема реализации. При этом для обеспечения собственной потребности в лаке вынуждены были покупать аналогичное сырье за рубежом по высшим ценам.[13]

Объем реализации в 2007 г. и 2008 м снизился на 16,6% и 17,0% против уровня в 2006 г. соответственно, в том числе объемы реализации в пределах Украины снизились на 59,9% и 61,3% от общего объема реализации.

Основными причинами падения объемов реализации являются: