Оптимизационный подход к интегральной оценке инновационного потенциала предприятия: опыт апробации, страница 5

Исходя из отмеченного, новым и принципиально важным аспектом осуществления процесса нововведения, в существенной мере определяющее его содержание, сегодня становится необходимость обязательной ориентации на конечное потребление. Именно поэтому еще на стадии генерации идей необходимо определить конкретного потребителя планируемого нововведения или, по крайней мере, предварительно предусмотреть комплекс мероприятий, направленных на его поиск. Другими словами, в процессе разработки и внедрения разного рода нововведений определяющее значение должен играть рынок (точнее конечный потребитель или спрос на планируемые нововведения). То есть, новизна потребительских свойств сегодня не менее важна, чем научная или техническая. И если раньше, в рамках проблемы ускорения НТП, основной акцент ставился на непрерывное развитие науки и техники, то в связи с переходом к новым условиям ведения хозяйства необходимо осуществлять постепенное перенесение акцента от чисто технократического подхода к нововведениям в сторону непосредственного удовлетворения конкретных требований (людей, производства и т.д)

Отмечено, в свою очередь, обусловливает необходимость ориентации современного производства не на массового "обезличенного" потребителя, а на удовлетворение конкретных потребностей отдельных индивидов, небольших рынков и их сегментов [6]. То есть в современных условиях ведения хозяйства экономический рост за счет использования нововведений становится возможным только в случае рыночной их перспективности. С учетом этого инновационная деятельность, в отличии от научно-технической, не сводится просто к практическому использованию нововведений, ее конечный продукт инновация — всегда должна быть ориентирована на конкретного потребителя или потребность. При этом, "...инновационный процесс не заканчивается внедрением, то есть первым появлением нового продукта, услуги или доведения до проектной мощности новой технологии ..., потому что в меру распространения (диффузии) нововведения совершенствуется, делается эффективнее, добывает новые, раньше не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а, следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новую, именно для себя...". Другими словами: "... инновационный процесс направлен на создание необходимых рынком (потребителем) продуктов, технологий или услуг, и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается." [4].

Таким образом, если совсем недавно в мировой практике основной проблемой активизации процессов разработки и внедрения высокопрогрессивных нововведений считалась проблема интеграции науки и техники, то в настоящее время постановка задачи расширилась: теперь уже необходимым является обеспечение тесной интеграции науки, техники и конечного потребления. В этой связи уже на начальных этапах разработки нововведений обязательно необходимо учитывать потребности конкретного потребителя, что, обеспечивая следующий спрос на итог научно-технической и внедренческой деятельности прогрессивное нововведение, будет делать реальное содействие ускорению одновременного развития науки, техники и производства. Именно такая постановка вопроса и предусматривается инновационным типом развития, переход к которому является наиболее перспективным и неминуемым, однако предполагающим осуществление соответствующих превращений.

Таким образом, в очередной раз подчеркивается приоритетность подхода "от рынка". Однако не следует унижать роли другого не менее эффективного (но более рискованного) подхода - "агрессивного", когда разработка инноваций проводится при отсутствии реального спроса будущего рынка, а созданы новые продукты потом "протаскиваются" на рынок (например, с помощью активной рекламной компании).