Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 7

- условия для обучения (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические, временные);

- реальные учебные возможности обучаемых (возрастные и индивидуальные).

Б. Внутренние связи:

- процессы преподавания и учения;

- цель и задачи обучения (преподавания и учения);

- содержание обучения;

- методы обучения;

- формы организации обучения;

- средства обучения;

- результат обучения.

II. Хорошо обучать коллег только тот педагог, который обладает широким кругозором, в совершенстве владеет

методологией, хорошо знает современное состояние преподаваемой науки и смежных с нею дисциплины, глубоко разбирается в вопросах педагогики и психологии, активно пополняет свои знания и умения, совершенствует профессиональное мастерство.

Именно преподавателю, призванному сочетать талант ученого с исскуством педагога, а глубокую научную культуру с высоким сознанием своего общественного долга, доверено одно из наиболее сложных и ответственных дел - обучение и воспитание высококвалифициорованных специалистов, приобщение их к достижениям человеческой культуры...

Занимаясь подготовкой кадров завтрашнего дня, преподаватель сам должен всегда находиться на передовых позициях, смело заглядывая вперед, как исследователь, как воспитатель и организатор процесса обучения - целенаправлено формируя знания и качества, необходимые специалисту в его трудовой жизни.

Социальное значение, широта и содержательность преподавательской деятельности выдвигают научно-педагогических работников на одно из самых почетных мест в нашем обществе, но она же предъяляют и осбые требования к личности педагога, к его интеллектуальному кругозору и нравственному облику.

III. Главные функции преподавателя:

- учебная - обучающая, организующая, планирующая, управляющая, контролирующая, воспитывающая;

- методическая;

- научная;

- организационная.

IV. Роль и функции преподавателя в учебном процессе.

Преподаватель:

- формируется цели, задачи и содержание обучения;

- планируется учебный процесс с пониманием целей и задач обучения и обеспечивает выполнение этого плана и программы;

- сообщает необходимую информацию и способствует переходу этой информации в знания;

- демонстрирует необходимые практические умения и навыки и способствует их усвоению;

- организует учебный процесс с активными участием в нем всех обучающихся;

- подбирает учебные учебые материалы, аппараты, приборы,

                    и др., способствующие приобретению необходимого уровня знаний, умений и навыков;

- подготовливает методические материалы, способствующие более глубокому усвоению знаний, умений и навыков;

- оказывает необходимую учебно-методическую помощь обучаемому в процессе учебных занятий;

- разрабатывает наиболее эффективные пути и методы передачи и усвтения знаний, умений и навыков;

- разрабатывает наиболее эффективные методы, формы и средства обучения, способствующие реализации целей обучения;

- контролируюет степень и глубиныы усвоения знаний, умений и навыков, сопоставляет эти данные с целями и задачами обученияы и вносит необходимые коррективы в учебный процесс;

- воспитывает интерес, развивает культуру и кругозор учащегося, его взгляды и мировоззрения.

V. Структура учебной работы преподавателя.

А. Исполнительные операции:

- чтение лекций;

- проведение практических и лабораторных занятий, семинаров, дискуссий и др.;

- конференции;

- проверка контрольных работ;

- прием зачетов и экзаменов.

Б. Подготовительные операции:

1.  Непостредственно подготовительные, применительно к данному учебному занятию:

          - подготовка к лекции (чтение тематической литературы, составление планов, конспекты, тренировка и т.д.);

- подготовка демонстраций;

- подготовка к практическому занятию и семинару (обдумываение схемы и составление плана занятия, вопросов и др.);

- разработка контрольных заданий и вопросов;

2. Отдалаенные, общие, определяющие эрудицию и квалификацию преподавателя;

- научно-исследовательская и лабораторная работа;

- чтение научной литературы по специальности;

- посещение лекций, практических занятий и консулльтаций, проводимых другими преподавателями;

- присутствие на зачетах и экзаменах;

- участие в заседаниях научного общества;

- стажировка в профильных научных и учебных заведениях.

VI. Требования к преподавателю высшей школы:

- умение планировать учебный процесс, учитывая при этом потенциальные возможности каждой медицинской специальности и перспективы ее развития, интересы смежных специальностей, межпредметные связи и пр.;

- способность разработать как специфические цели преподавания для конкретной группы обучающихся, так и стандарты профессиональной подготовки;

- умение отбирать из огромного объема информации материалы, наиболее отвечающие целям обучения и обеспечивающие необходимый уровень знаний, умений и навыков;

- знание и понимание основных теоретических разделов педагогики, таких, как методики усвоения, методы преподавания и связи, методологическая оценка преподавания, психология обучения, взаимоотношения учащихся в коллективах и др.; использование этих знаний в процессе преподавания;

- умение дифференцированно подходить к методам и средствам обучения, использовать в учебном процессе не только традиционные формы (лекции, практические занятия, семинары и др.), но и экспериментально-поисковые системы (проблемное и интегрированное обучение, программированное обучение и др.);

- умение при групповом обучении дифференцированно подойти к учащемуся;

- умение дать оптимальную оценку своему преподаванию;

- отличное знание совего предмета, увлеченность предметом, владение широким диапозоном умений и навыков, определяющих его квалификацию;

- достаточно научная компетенция как по основному предмету преподавания, так и в области педагогики, в области разработки новых форм и методов преподавания.

VII. Компоненты педагогических способностей:

- конструированный - способность проектировать личность учащегося, отбрирать и композиционно строить учебный материал применительно к возрастным и индивидуальным способностям учащихся;