Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 15

г) к ознакомлению с новым оборудованием и приборами;

д) к развитию инициативы и самостоятельности в работе;

е) к изучению на практике новых методов научных исследований; обучению приемам исследовательской работы в условиях лаборатории, оснащенной новейшей техникой и технологией производства.

5.В соответсвии с целями и дидактическими задачами различаются:

а) демонстрационные занятия, в ходе которых преподаватель демонстрирует ход исследования или эксперимента, порядок работы и работу с новой аппаратурой и оборудованием, а учащийся наблюдает за этим, усваивает показанное;

б) самостоятельные занятия, в ходе которых учащийся по методическим пособиям и рекомендациям проводит все отдельные звенья исследования или эксперимента, овладевая навыками этой работы.

6.Самостоятельные лабораторные занятия могут быть:

- работами по образцу, цель которых - решение типовых лабораторных задач в строгом соответствии о содержанием методических указаний;

- реконструктивными работами, при которых методические указания даны лишь в схематическом виде, а для выполнения лабораторной работы требуется элемент творчества;

- вариантными работами, в ходе которых изыскиваются новые варианты выполнения работы, не предусмотренные методическими рекомендациями;

- творческими работами, цель которых - поиск решения на основе собственных суждений, оценок и всестороннего анализа исходных данных решаемой задачи, постановка новых проблем, выдвижение гипотез и разработка плана их решения.

7.Лабораторные занятия по тематике должны следовать за разделами теоретического курса. Объем лабораторных занятий в часах и по тематике определяется учебным планом и программой данного цикла.

8.В подготовке к лабораторным занятиям преподавателю следует:

а) четко определить цели и задачи лабораторного занятия, напралвенность и организацию работы, дать название его в строгом соответствии с учебным планом и программой предмета цикла;

б) обеспечить лабораторное занятие инструментарием, вспомогательными материалами, приборами, аппаратурой и оборудованием, отвечающим новейшим научно-техническим и учебным требованиям;

в) перед началом цикла занятий предусмотреть проверку новых, включаемых  в программу; перед каждым лабораторным занятием провести проверочное исследование и убедиться в надежностиметодики и пригодности оборудования;

г) составить методические указания или учебное пособие, включающее:

- научно-теоретическое обоснование, цели и задачи лаборатор-ного занятия;

- описание порядка работы с аппаратурой, оборудованием и приборами;

- описание хода исследования или эксперимента;

д) разработать документацию и бланки, фиксирующие ход и результаты исслдеования;

е) подготовить критерии, которые позволили бы быстро и точно контролировать достоверность данных, полученных учащихся в ходе выполнения лабораторного занятия.

9.Для обеспечения эффективности учебного процесса и максимальной экономии учебного времени к началу лабораторного занятия должно быть тщательно подготовлено рабочее место, включающее:

а) индивидуальный инструментарий, вспомогательные материалы, приборы и оборудование, используемые в ходе лабораторного занятия;

б) материал, подлежащий лабораторному исследованию;

в) инструктивные методические пособия, документацию и бланки, фиксирующие ход и результаты исследования;

г) индивидуальные средства, обеспечивающие соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены;

д) контрольные задания для проверки правильности выполнения лабораторной работы.

10.Предварительная подготовка учащегося к лабораторному занятию проводится на лекциях, в процессе самостоятельной работы над рекомендуемой литературой, в форме вводных объяснений преподавателя, а при необходимости - путем демонстрации хода исследования или эксперимента перед началом цикла самостоятельных лабораторных занятий.

11.Демонстрация аппаратуры, приборов и оборудования, а также отдельные звенья лабораторной работы могут выполняться преподавателем или преподавателем и лаборантом.

12.В процессе выполнения лабораторной работы преподаватель или по его указанию лаборант:

а) следят и оказывают квалифицированную помощь при настройке и эксплуатации оборудования;

б) следят за соблюдением правил техники безопасности, санитарных и гигиенических правил;

в) оказывают индивидаульную консультацию в ходе выполнения лаборатоной работы.

13.Контроль за работой учащихся осуществляется  в следующих формах:

- предварительный контрол готовности в выполению лабора-торной работы;

- контроль преподавателем по ходу выполнения работы или эксперимента;

- итоговый контроль в виде специальных контрольных заданий, отражающих правильность выполнения лабораторной работы.

14.Лабораторное занятие оканчивается заключением, в котором подводятся итоги и анализируются полученные данные.

15.Лабораторные занятия демонстрационного характера, где роль учащихся сведена к наблюдению за ходом исследований и фиксации полученных данных, целесообразно проводить со всем составом цикла.

В случаях демонстрации раздела материала лабораторные занятия необходимо проводить с небольшим количеством слушателей.

16.Учебная нагрузка преподавтеля, проводящего лабораторное занятие, рассчитывается, исходя из фактичской затраты времени на это занятие.

17.Проведение лабораторного занятия обязательно отражается в соответствующей графе учебного плана.

18.Лабораторное занятие целесообразно проводить на циклах специализации, общего и тематического усовершенствования.


ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

I. В традиционном обучении решение задач занимает подсобное место: оно используется для закрепления знаний, предшествуя контролю знаний.

В усовершенствовании учебного процесса важнейшей целью является подготовить специалиста к решению тех задач, которые ставит перед ним жизнь. (Под решением задачи понимается принятие решения о целесообразных действия в заданной ситуации).

Соответственно этой цели решение задач должно занять центральное место в процессе обучения специалиста и при контроле результатов обучения.