Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 26

          Поэтапное восхождение по уровням усвоения от уровня “готовности к обучению” до уровня “творчество” учащиеся проходят за счет выполнения указанных видов учебной деятельности. Учебная информация подается большими объемами: не менее 20-30 страниц текста за одно предъявление (информационная стимуляция). Информация усваивается поэтапно. На первом этапе текст дается в полном объеме для ознакомительного чтения, затем для более подробного чтения. При конспектирования сначала из каждой страницы извлекается только основной смысл, затем при последовательных предъявлениях полного объема текста даются расшифровки каждому ключевому слову, понятию и т.д. При пересказе текст закрепляется в продуктивной  деятельности, а при формулировании проблемных вопросов и последующих  ответах на эти вопросы активизируется творчество. всего за курс обучения каждая страница текста предъявляется на экране около 10 раз и всякий раз при разных видах учебной деятельности. В курс обучения заложено более 50 видов деятельности преподавания и учения. Программа составляется с таким расчетом, что учащиеся могут выбрать наиболее интересный для них вид деятельности из заранее запрограммированных. Всего на изучение одной страницы текста при такой системе  уходит 10-15 мин.

          Обучение теоретическим дисциплинам по такой методике осуществляется в несколько этапов.

          В свете рассмотренной теории поэтапного формирования умственных действий оптимальный процесс интенсивного обучения должен содержать ряд этапов (различных видов деятельности).

          Формирование ориентировочной основы действия. На данном этапе формируется система познавательных действия, включающая возможность преодоления информационных барьеров и усвоения приемов саморегуляции состояния. Ориентировочная основа дается в обобщенном виде на модели пробного обучения для всех этапов (в полном виде), она  формируется самостоятельно  учетом индивидуальных особенностей обучаемых по данным инструкциями показателям: скорости усвоения зрительной информации, скорости выполнения упражнений психической саморегуляции, навыкам рациональной работы с текстом (выделение главного при конспектирования и пр.), навыкам осознанного выделения нужной информации из большого объема неосознанного текста, снижение порога осознанного восприятия значимых сигналов, навыкам ролевого общения и коллективной творческой деятельности. Коротко суть этого этапа можно выразить формулой: “Научить интенсивно учиться”.

          Формирование действий в материализованном виде. На данном этапе учебная информация предъявляется обучаемым в исходном материализованномвиде (в виде зрительного текста и фонограмм в максимально наглядной и доступной форме). При изучении теоретических дисциплин используются все средства наглядности - рисунки, схемы, диаграммы, пояснения и т.д.

          Формирование внешнеречевого действия. На данном этапе учащиеся осваивают деятельность по конспектированию в форме письменной речи или в виде громкой речи при изучении иностранного языка (перевод с родного языка на иностранный).

          Этап выполнения внешнеречевого действия в сокращенной форме  с выполнением многих действий про себя. На этом этапе в ситуации ролевой игры обучаемый, выполняющий роль учителя, с помощью внутренней речи сравнивает ответ ученика с эталоном, оценивает ответ и оптимально направляет его. Действие на данном этапе начинает сокращаться и автоматизироваться. Наступает процесс применения знаний.

          Автоматизированное внутриречевое действие. На этом этапе осуществляется творческое автоматизированное использование действий, сознанию открывается лишь продукт этого действия. Идет процесс творчества - создания новой информации.

          Этап освоения методики. Подготовка к обучению. На данном  подготовительном этапе учащиеся проходят сеанс суггестивной стимуляции - аутотренинга с последующей самооценкой выполнения отдельных упражнений. После прохождения сеанса аутотренинга АТ-О при суммировании баллов, соответствующих реализуемым упражнениям, количественно оценивается показатель суггестивности. Учащимся, не набравшим необходимое количество баллов (менее 25 по шкале сеанса АТ-О), можно дать дополнительные упражнения.

          Затем обучаемым предлагается набор упражнений для освоения приемов ускоренного чтения. Группу желательно сформировать с показателями эффективности чтения не менее 150 - 200 слов/мин. При низкой скорости чтения можно дать учащимся специальный набор упражнений ускоренного чтения. После этого учащимся предлагается сеанс пробного обучения на примере освоения - последовательно на всех уровнях одной страницы учебного текста. В этом сеансе пробного обучения осваивают ускоренное чтение учебных текстов, приемы конспектирования на четырех различных уровнях обобщения. Пользуясь конспектами, учащиеся пересказывают друг другу учебные тексты.

          На заключительном этапе учащиеся делятся на две соревнующиеся команды. В ситуации соревнования они составляют проблемные вопросы по изучаемому тексту, а затем разыгрывают в различной форме ответы. После прохождения пробного сеанса учащиеся делают  количественную самооценку приемлемости для них данной методики и дают социологический портрет группы. Используя данные суггестивности,  скорости чтения, самооценки и взаимной оценки активности учащихся,  может быть сформирована учебная группа.

          Ускоренное чтение. После прохождения этого этапа  предполагается сформировать у обучаемых знания, соответствующие 1-му уровню усвоения.

          В процессе обучения и использования навыков ускоренного чтения обучаемые увеличивают скорость чтения, развивают способности  структурировать учебный материал, выделять главное. При ускоренном просмотре учебных текстов осуществляется информационная стимуляция.