Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 32

Примеры реализации заданий и ответов на вопросы в ситуации соревнования команд: ответ как на экзамене; самый краткий ответ; самый оригинальный ответ; ответ в символической форме; ответ в ролях; как бы ответили разные оппоненты: “незнайка”, “эрудит”, “специалист”, “директор”, “юморист” и т.д.; ответ, понятный даже ребенку; рацпредложение; ценная мысль; идея; пантомима; ответ на вопрос новым вопросом; ответ - программа действий; ответ наводящими вопросами автору вопроса; ответ-исследование; письменные ответ (решение задачи); ответ в сравнениях; коллективный ответ; ответ “на пальцах”, простейший эксперимент; ответ с помощью технических средств; дискуссия по вопросу; “конференция идей”; конкурс на лучший ответ; ответ - шутка; миниспектакль; пародия; экспромт; ответ с использованием театрального реквизита и декорации.

На данном этапе обучения можно предложить различные конкурсы, например:

1.На лучшую формулировку сущности предмета, рассматриваемого вопроса за несколько секунд (за одну минуту или десять минут).

2.На самое популярное изложение главы (раздела, предмета в целом) для детей.

3.Символическое изображение главы (раздела, предмета). Эмблема.

4.Знание цифр, дат, афоризмов, поговорок применительно к данной изучаемой дисциплине (разделу, параграфу, вопросу).

5.Самый занимательный (сложный, наивный, остроумный) вопрос по изучаемой теме.

6.Самый толковый (полный, остроумный, находчивый) ответ.

7.Наилучший кроссворд из терминов изучаемой дисциплины (раздела, параграфа, вопроса).

8.На лучшего “лектора” по разделу (дисциплине).

9.На лучший опорный конспект.

Лучшие “находки” конкурсов могут быть использованы на заключительном этапе обучения во время финального соревнования команд. Перечень вопросов и конкурсов может варьироваться в зависимости от изучаемой дисциплины и контингента.

Многие приемы, используемые на данном этапе стимуляции творческой деятельности, взяты из методики индуцирования психоинтеллектуальной деятельности, описанных в работах В. Чавчанидзе и Альтшуллера. В качестве зрительного ряда используют таблицы алгоритма изобретения Альтшуллера. Диафильмом дается матрица понятий, рассмотрение которой позволяет увеличить количество предлагаемых решений проблемы.

В заключение, например, проводится “конференция идей” - отбор и совершенствование предложений, выдвинутых на предыдущем этапе “генерации идей”.

Конференция осуществляется в условиях групповой творческой деятельности обучаемых. На данном этапе запрещена негативная критика. Однако при совместной работе всего коллектива обучаемых разрешается развивать предложения каждого обучаемого. В процессе “генерации идей” учащиеся рассматривают записи по заданиям разных этапов обучения в своих тетрадях и обсуждают по очереди предложения каждого из участников конференции. Управляющая суггестивная формула и инструкции в данном сеансе воспроизводятся с магнитофона, даются в виде слайдов, но основную часть учебного времени обучаемые общаются между собой.

При коллективной учебной деятельности обратная связь и корректировка осуществляется жюри. В составе жюри могут быть как преподаватель, так и сами учащиеся. Жюри анализирует сеанс обучения.

Анализ урока целесообразно осуществить в следующих аспектах: дидактическом, психологическом, воспитательном, методическом, организационном.

При оценке деятельности команд экспертная оценка работы команд осуществляется с учетом следующих видов анализа: 1)дидактический анализ предполагает анализ деятельности команд по постановке цели, соблюдению дидактических принципов, логике изложения учебного материала, активизации познавательной деятельности и самостоятельной работы, обеспечения принципа единства обучения и воспитания; 2) психологический анализ предполагает оценку психологического климата в течении сеанса, отношения внутри команды и между командами, педагогического такта капитанов команд,  наличие юмора, интереса учащихся к теме, эмоционального настроя; 3) воспитательный анализ проводится с целью изучения степени воспитательного воздействия дидактического процесса на учащегося. В воспитательном аспекте оценивается чувство коллективизма, волевой настрой команд, эмоциональный настрой, идейно-политическая направленность и научность подхода, а также другие воспитательные аспекты; 4)методический анализ учебной деятельности предусматривает изучение деятельности учителей и учащихся, капитанов, членов самого жюри, т.е. взаимодействия общей учебной деятельности в структурных компонентах сеанса, а также этический и эстетический аспекты анализа; 5) анализ организационного аспекта учебной деятельности предусматривает изучение приемов организации занятий в ситуации соревнования команд, наличие и отсутствие пауз в работе. Здесь учитывается рациональное использование времени сеанса, системность применения всех средств обучения. По всем указанным пяти аспектам члены жюри должны дать заключение с количественной оценкой в баллах текущего результата соревнования команд.

Этап активизации творчества имеет программно-техническое обеспечение для информационного насыщения, которое осуществляется с помощью фильма киностимуляции, например, с базовым словарем родного языка. Игровые ситуации задаются с помощью диафильма и фонограммы. Могут использоваться фонограммы, кинофильмы, диафильмы, раздаточные дидактические материалы. Сценарий всего курса может закалываться в ЭВМ, который служит электронным справочником или электронным режиссером. Машина оценивает текущий счет соревнования.

В результате данного этапа достигается наибольший уровень усвоения информации - уровень творчества. Этот этап может быть использован для активизации творческой деятельности рационализаторов, изобретателей и руководителей.

Этапу активизации коллективного творчества предшествует различная подготовка. Заочный труд может включать в себя такие задания, как подготовка заключительно спектакля, шоу, соревнования типа “клуба веселых и находчивых”, выполнение различных домашних заданий, оформление газет, стендов, радиогазет, фотомонтажей, изготовления приборов, макетов, схем, костюмов и т.д. Жюри также оценивает творчество команд при подготовке к данному соревнованию.