Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 24

Прмерное соотношение:

а) сообщение информации - 40 % времени занятий на учебную дисциплину;

б) активная переработка информации - 40 %;

в) контроль усвоения - 5 %;

г) кооректировка усвоения - 15 % .

А. Методический раздел:

- методическая разработка, включающая цель занятия и порядок ее выполнения;

- справочные таблицы, схемы, пособия;

Б. Информационный раздел:

- учебник или руководство;

- конспект или текст лекции;

- магнитофонная запись лекции с набором слайд или других иллюстративных материалов;

- видеомагнитофонная запись;

- набор слайд, схем, рисунков, таблиц.

В. Технический раздел:

- необходимая аппаратура для выполнения конкретного задания или лабораторной работы;

- тренажеры в виде действующих моделей, приборов с программированным управлением;

Г. Контролирующий раздел (с целью контроля или самоконт-роля):

- программированное дополнение к непрограммированному учебнику;

- контрльные вопросы;

- текстовый самоконтроль;

- контрольные задания;

- технические средства контроля.


ТЕСТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

I. Тест в учебном процессе - это задание учащемуся, содержащее конкретные условия, требуемые действия и способов выполнения, а также эталон выполненного задания.

II. Тестовый контроль позволяет:

- проверить за короткое время большой объем знаний в большой группе учащихся;

- проводить количественную оценку результата контроля знаний отдельного учащегося или группы их;

- использовать технические устройства для проведения контроля и обработать его результаты;

- фиксировать результаты выполнения заданий, что позволяет иметь документ результата;

- оценить характер усвоения знаний учащихся в процессе обучения на разных его этапах;

- определить эффективность процесса обучения;

- снизить значение субъективности в оценке контроля;

- своевременно выявить трудности учащихся,  связанные с процессом обучения, и способствовать их устранению.

III. Основные недостатки текстового контроля

- указательный характер выборочных тестов;

- возможность запомнить неправильный или неточный ответ;

- предельная формализация ответа;

- трудоемкость составления тестов;

- необходимость высокой квалификации составителей тестов.

IV. Требования к тестам:

- адекватность (валидность или обоснованость);

- определенность (общепонятность);

- простота;

- однозначность;

- надежность;

- практичность.

Адекватность теста - это мера пригодности и обоснованности для измерения того, что предполагается измерить, а также точное соответствие содеражния задания смыслу выявляемого признака.

Различают три вида адекватности:

- функциональная адекватность - полное соотвествие теста тому виду деятельности, для которой он создан;

- содержательная адекватноть - соответсвие полученного результата цели тестирования;

- прогностическая адекватность - свойство тестов предсказывать будущие успехи тестируемых по данному вопросу.

Определенность теста - полное понимание испытуемым того, что он должен выполнить, какие задания решить и в каком объеме.

Простота теста - необходимость четкой и прямолинейной формулировки задания на деятельность одного уровня.

Однозначность теста - отсутсвие противоречия в оценках качества его выполнения испытуемыми по сравнению с эталоном.

Надежность теста - обеспечение устойчивости последовательсных результатов тестирования одного и того же испытуемого.

Практичность теста - легкость и простота использования теста, минимально затрачиваемое время для составления, подсчета и интерпритации результатов.

V. Уровни контроля

Первый уровень - узнавание предъявленного объекта (предмета, схемы, изображения и т.д.).

Второй уровень - воспроизведение ранее изучаемой информации об учебных материалах по-памяти (без предъявления самого учебного материала).

Третий уровень - применение полученных знаний для решения типовых задач.

Четвертый уровень - решение любых, в том числе жизненных задач.

VI. Классификация тестов

А. Выборочные тесты

- тест альтернативного

выбора (тест на опоз-

нание);

- тест множественного

выбора  (тест на разли-

чение);

- тест перекрестного

выбора (тест на группи-

ровку или классифи-

кацию

Б. Конструируемые тесты

- тест на постановку;

- тест на формулировку ( на

определение или на свободное

конструирование ответа);

- тест на сравнение;

VII. Выборочный тест - содержит всю информацию, необходимую для его выполнения. При этом учащийся не формулирует и не конструирует свой ответ, а выбирает из предложенных вариантов тот ответ, который он считает правильным.

Достоинствами выборочных тетов является:

- простота определения правильности ответов;

- малые затраты времени на проведение контроля;

- применимость для контроля сразу в больших группах уча-щихся;

- пригодность для оценки любого уровня контроля;

- объективность результата контроля;

- возможность одинаковой оценки одного и того же ответа разными экзаменаторами;

- наличие документа о результатах контроля;

- возможность использовать для контроля технических средств.

К недостаткам выборочных тестов относятся:

- возможность подсказки при оформлении ответа;

- возможность угадывания правильного ответа;

- невозможность оценить практические умения.

VIII. Тест альтернативного выбора содержит два, взаимно исключающих по содержанию варианта ответов (типа - Да - Нет).

Достоинства.

- простота составления;

- возможность любого вопроса превратить в альтернативный тест;

- прямая оценка правильности выполнения теста;

- простота использования технических средств.

Недостатки:

- большая вероятность угадывания правильного ответа (50%);

- необходимость составления большого числа тестов, чтобы снизить значение угадывания правильного ответа.

- возможность подсказки при формировании теста.

IX. Тест множественного выбора содержит несколько вариантов ответов среди которых одни являются  правильными, другие - неверными.

Достоинства:

- простота в составлении;

- возможность использования технических средств;