Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 11

II. Задачи учебной лекции

- логически стройное и последовательное изложение того или иного вопроса;

- введение в науку, знакомство с основными теоретическими положениями науки, формирование основных направлений развития науки, установление связей с другими научными областями;

- установление сдержания учебного предмета, связь лекция с другими учебными занятиями и самостоятельной работой;

- развитие потребности обращения к литературе и углубленному изучению предмета; необходимость появления собственной информации;

- связь теории с практикой, анализ перспектив науки в сочетании с практикой;

- организация творческой мысли обучаемого, выявление его отношения к науке и к данной специальности.

III. Достоинства учебной лекции

- последовательность изложения учебного материала;

- связь теории с практикой, лекции с практическими и лабораторными занятиями;

- “неограниченность” аудитории;

- организационная  и воспитательная сторона лекции;

- возможность изложить большую и обобщающую информацию в сравнительно короткие сроки (обзорные, проблемные и комплексные лекции);

- изложении новейших достижений науки и практики;

- личный контакт профессора со слушателем, изложении личной точки зрения по научным фактам;

- возмодность ведения конспекта с последующим повторением содержания лекции;

- возможность использования демонстрационного и иллюстративного материала;

IV. Недостатки учебной лекции

- пассивная форма передачи информации и приобретение знаний, невозможность управления познавательной деятельности учащихся;

- резкое преобладание фактора сообщения над фактором усвоения, низкая эффективность усвоения учебного материала (около 10-25%);

- нерациональное использование труда преподавателя, необходимость затраты большого труда  на подготовку лекции;

- отсутствие  “обратной” связи о реакции учащихся, невозможности контроля степени усвоения учебного материала;

- нерациональное использование учебного времени, дублирование учебника;

- ориентировка на “среднего” учащегося;

- быстрая утомляемость слушателя;

- необходимость “ораторского” таланта и педагогического опыта.

V. Внешние факторы, оказывающие положительное влияние на лекцию:

- нормальный, не утомляющий зрение и нервную систему свет;

- отсутствие посторонних шумов;

- чистый и здоровый воздух в аудитории;

- удобное рабочее место;

- хорошая акустика;

- усилители голосовых данных лектора;

- эстетическое и художественное оформление аудитории.

VI. Требования к лектору:

- отличное знание предмета и убежденность в необходимости этого предмета;

- искреннее желание быть хрошим лектором;

- умение излагать свои мысли логически;

- необходимость уделять внимание образцам лекций;

- упорный труд в подготовке каждой лекции;

- практика и тренировка, тренировка и практика.

VII. В подготовке к лекции необходимо:

- четко определить цели и задачи лекции, дать название в строгом соответствии с учебным планом и программой предмета или курса;

- определить, что нового и оригинального должно быть внесено и изложено в лекции;

- составить план лекции, а затем конспект с указанием перечня литературы и необходимых цифровых данных;

- подготовить необходимые иллюстративные материалы;

- просмотреть рекомендуемую литературу.

VIII. Требования к лекции

а) по содержанию:

- глубокое научное содержание, актуальность темы, несокрушимая логика и неопровержимая научная доказательность;

- ясность темы, цели и задачи лекции, принципиальный подход к ее построению и отбору учебного материалы;

- постоянное и систематическое обновление учебного материала, пополнение его новейшими достижениями науки и практики;

б) по изложению:

- простота, ясность и последовательность изложения, точность и конкретность формулировок, изложение, а не чтение с конспекта;

- ораторское мастерство (темп, интонация, четкость изложения, косноязычие и др.);

- необходимость привлечь внимание слушателя, захватить его и удерживать до конца лекции;

- доступность изложения с учетом состава аудитории;

- использование вспомогательных средств и иллюстративного материала (все виды иллюстраций, кино, телевидение, магнитофон, опыт и др.);

- построение лекции с учетом фактора утомления слушателей;

в) по эффективности:

- необходимость глубокого понимания и максимального усвоения материала слушателями;

- изложение материала с расчетом на “среднего” слушателя, создание проблемных ситуаций и др.;

- использование всех видов обратной связи, включая пантомическую, с целью коррекции тематики и содержания;

- предвартельная информация о тематике и плане лекции, а также основной литературе по теме;

- соответствие всех элементов лекционного процесса условиям ее чтения (аудитория, внутренний комфорт и пр.);

- построение лекции с учетом фактора утомления;

- создание условий для конспектирования лекции, снабжение слушателей наиболее важными таблицами и схемами.

IX. Лекционные формы занятий

1) лекция-беседа:

а) вопросы к аудитории (озадачивание);

б) приглашение к коллективному решению (беглая “мозговая атака”);

в) “короткие” дискуссии;

2) лекция с применением обратной связи;

3) проблемная лекция;

4) комплексная лекция.

X. Уровни проблемной лекции

Первый уровень - проблемное изложение преподавателем, сопровождающееся воспроизводящей деятельностью учащихся;

Второй уровень - проблемное изложение преподавателем с последующей самостоятельной работой учащихся по образцу, показанному преподавателем;

Третий уровень - комбинированная лекция, включающая в себя проблемное изложение материала и реконструктивную деятельность учащихся;

Четвертый уровень - комбинированная лекция, второй частью которой служит частично - поисковая деятельность обучаемых;

Пятый уровень - проблемное учение, т.е. создание проблемной ситуации преподавателем и исследовательский поиск учащихся, направленный на ее разрешение.

XI. Основными путями дальнейшего повышения качества и эффективности лекции являются:

- совершенствование тематики и содержания лекций;

-совершенствование педагогического мастерства преподавателя;