Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 28

          Перед обучаемым ставится задача - научиться выделять главное из учебного материала, законспектировать этот материал, используя всю сумму ранее полученных ими знаний, выработать определенные автоматические навыки в изучении, конспектировании полных глав учабника, постановке соответствующих проблемных вопросов, воспроизведении пройденного материала.

          При конспектировании учащиеся пользуются знаниями, полученными ранее при просмотре текстов учебника, применяются навыки ускоренного чтения.

          На просмотр одного кадра диафильма для конспектирования отводиться 30 с. При обучении описательными теоретическими дисциплинами диафильм снимается по учебным текстам обычных учебных пособий. Для изучения точных теоретических дисциплин требуется подготовка преподавателями специальных текстов на различных уровнях обобщения.

          На заключительном этапе учащимся можно продемонстрировать диафильм, смонтированный из лучших образцов конспекта данной учебной группы или конспектов, составленных преподавателями.

          Активизация учебной деятельности в диалоговом общении. Этап активизации решает прежде всего задачу овладения комплексом умений и навыков, достаточных для будущей деятельности учащихся на основе полцчения знаний.

          Основные психолого-педагогические принципы этапа активизации могут быть заимствованы из методики активизации резервных возмодностей личности: двуплановость процесса обучения; комплексное использование всех средств воздействия на учащегося; индивидуальное обучение через обучение групповое.

            На этом этапе, являющемся логическими продолжением первых двух этапов (ускоренного чтения и опорного конспектирования), фактически начинается обсуждение опорного конспекта, в результате у обучаемых приобретаются навыки и решения качественных задач, а также выполнения некоторых основных практических работ.

            Известны два ряда целей, которые можно заложить в деловую игру - игровые и педагогические.

            Последние в свою очередь подразделяются на дидактические (цели усвоения) и воспитательные (цели социального развития личности).

            Игровые цели состоят в успешном выполнении принятой роли, реализации игровых действий, получении максимального возможного числа и качества ответов, избежания “штрафов”, получения различного рода “поощрений” и т.д.

            Педагогические цели состоят в развитии профессионального мышления, общих и специальных способностей, формирования системы отношений в коллективе и обществе, ценных ориентаций, установок и отношения к труду. Иначе говоря, педагогические цели намечаются развитие творческой личности будущего специалиста. Игровые и педагогические цели должны составлять гармоническое единство.

          Конспекты обсуджаются по следующей системе. Обучаемые садятся парами таким образом, что игроки № 1 оказываются спиной к экрану, все игроки № 2 - лицом к экрану, учащиеся № 1 и 2 сидят лицом друг к другу. Игроки № 1 имеют в руках свои конспекты, игроки № 2 - кнопочные датчик, соединенный с ЭВМ или блоком счетчиков пульта оператора. В процессе обсуждения конспекта игроки № 1 играют роль учеников, игроки № 2 выполняют роль экзаменаторов. С помощью конспекта учащиеся воспроизводят исходные тексты, по очереди рассказывания их экзаменаторам. Учащиеся с № 1 рассказывают учебные тексты, пользуясь конспектами, их напарники видят исходный текст на экране и сравнивают их ответ с исходным текстом.

          Экзаменатор имеет возможность задавать различные направляющие вопросы ученикам и оценивать ответ кнопочного датчика. Дается инструкция - хороший ответ отмечать одним нажатием на кнопку, отличный ответ - двумя, недостаточно понятый ответ нажатием не отмечается. Переход к каждой странице возвещает сигнал гонга, записанный на фонограмму.

          В курсе обучения теоретическим дисциплинам на обсуждение одной страницы отводится 1 мин. Сеансы построены так, что через каждые несколько страниц (кадров диафильмов) экзаменаторы (игроки № 2) пересаживаются к следующему ученику. Таким образом, партнеры в течение обсуждения конспектов меняются. Каждый обучаемый имеет возможность поговорить с каждым учащимся своей группы во время обсуждения теоретического вопроса. При повторном предъявлении учебных материалов игроки № 1 и 2 меняются местами. В этой ситуации учащиеся, которые раньше были экзаменаторами. теперь выступают р роли учеников. Если в учебной группе нечетное количество игроков, одна из групп может состоять из трех учащихся - одного экзаменатора и двух отвечающих на вопросы. Обсуждение конспекта сопровождается функциональной фоновой музыкой, способствующей созданию необходимой психологической обстановки при обучении.

          Роль преподавателя при организации сеанса обсуждения конспекта сводится к  контролю за речевой деятельностью учащихся и корректировке осваемых знаний. После каждого сеанса обучения преподаватель имеет возможность списать с электронного счетчика данные оценки ответов каждого учащегося. Это число оказывается достаточно объективным, так как оно было получено в результате последовательной оценки знаний данного учащегося различными экзаменаторами. Таким образом, в результате прохождения сансов имеется достаточно объективная оценки уровня заниий по каждому учащемуся.

            Важнейшую функцию в развитии мышления учащихся выполняют вопрос и связанный с ним ответ, которые можно считать единицей диалогического общения. Анализ позволяет выделить некоторые функции вопроса в диалогическом общении:

            вопрос к партнеру указывает на искомое игровой задачи или неизвестное проблемной ситуации;

            в вопросе мысль спрашевающего получает свое речевое оформление, посредством которого известное отделяется от неизвестного, понятное от непонятного, решенное от нерешенного;

            вопрос ставит неизвестное проблемной ситуации на структурное место цели игровой деятельности и тем самым выступает начальным звеном структуры саморегуляции мышления.