Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 6

          - отсутствие тесной связи между обучением и достижениями научно-технического прогресса, эмпирический характер теории традиционного обучения.

VIII. Особенности организации учебного процесса в последипломном периоде обучения

          - высокий уровень мотивации, связанный с активностью  учащихся и их потребностью в приобретении новых знаний, умений и навыков;

          - наличие конкретной цели обучения у каждого учащегося, различие целей у отдельных учащихся, зависимость целей от должностей и специальностей, неполное соответствие целей учащихся и целей программы;

          - значительный диапазон возрастных колебаний у учащихся с психолого-педагогическими особенностями их памяти, восприятия и внутренней переработки сообщаемой информации;

          - существенное различие в уровне теоретической и профессиональной подготовки учащихся на различных циклах и конкретном цикле;

          - содержание обучения должно прежде всего отражать требования и нужды общества к специалисту, максимально приближая содержание обучения профессиональной деятельности;

          - сравнительно короткие сроки продолжительности обучения ограничивают программу главными узловыми вопросами; при этом более глубоко освещаются основные идеи и научные понятия, все то, что нового появилось в науке и практике;

          - широкая номенклатура должностей и специальностей, влияющая на тематику циклов, их цели, методы и формы их проведения;

          - учебный план, в основном, содержит профессиональную подготовку, изучение общеобразовательных предметов, как правило,  не предусматривается, так как предполагается наличие у учащихся предварительной теоретической подготовки;

          - в проведении учебного процесса преобладают активные формы и методы обучения (семинары, дискуссии, деловые игры, проблемное обучения и др.);

          - жизненный опыт взрослых дает им возможность усваивать содержание научных понятий с использованием меньшего числа примеров и в более короткие сроки;

          -  период обучения не имеет деления на локальные учебные периоды (семестры), а учебные занятия, как правило, проводятся без периодической смены учебных предметов; возможны также различные формы заочного обучения;

          - уровень первоначальной подготовки оказывает существенное влияние на эффективность обучения, он может погасить интерес к предмету, если обучение не ставит своей задачей по-новому взглянуть, с новых позиций, на уже известные, знакомые понятий или опыт преподавателя не позволяет это сделать;

          - при проведении учебного процесса возможна также “психологическая инерция” учащегося, не принимающего и не усваивающего всего того, что находится в противоречии с его взглядами и опытом;

          - более свойственное взрослому человеку конкретное мышление требует в учебном процессе в качестве иллюстраций конкретных фактов и примеров, взятых из жизни, из профессиональной деятельности учащихся;

          - взрослый человек труднее усваивает бессодержательный материал, не имеющий для него полезной информации;

          - в учебном процессе возможны сложные взаимоотношения между молодым, недостаточно опытным преподавателем и слушателем обладающим большим жизненным опытом; в организации и проведении учебного процесса важное место занимает взаимодействие между учащимися, обеспечивающее и самоконтроль результатов обучения;

- учебный процесс стимулирует активность в поиске новых знаний и новых умений уже после окончания обучения (генерация обучения);

- все большее значение коллективности в профессиональной деятельсноти ставит перед учебным процессом разработку оптимальных условий формирования навыков этих коллективных действий;

- отсутствие учебников и использование в учебном процессе большого объема разнородной научной литературы требует более четких формулировок основных положений науки и рпактики.

IX. Тенденции в развитии современной практики последипломного обучения.

- осознание последипломного обучения как органической части системы непрерывного обучения;

- индустриализация процесса обучения: внедрение в учебный2 процесс технических средств, использование ЭВМ, совершенствование лабораторного оборудования;

- переход от преимущественно информативных  к активным формам и методам с включением элементов проблемности, исследовательского пояса и широкого использования резервов самостоятельной работы;

- переход от жестко регламентированных, контролирующих, алгоритмизированных способов организации и управления учебным процессом к развивающим, активизирующим, интенсивным, проблемным, игровым, стимулирующим познавательную самостоятельность учащихся;

- рассмотрение обучения как процесса межличностоного взаимодействия и общенияв системах “преподаватель - курсант”, “курсант - курсант” и др., направленного на достижение цели, поставленных перед обучение;

- перенос акцента с обучающей деятельсноти преподавателя на познающую деятельность учащегося;

- использование в учебном процессе системы межпредметных связей, структурно-логических схем, ориентированных и сквозных программ специальностей, имитационных моделирования процеессов профессиональной деятельсноти и принципов управления этой системой;

- профессионализация обучения, тесная связь с его практической деятельснотью специалистов, ориентация учебного процесса на их квалификационные характеристики;

- подготовка специалиста, способного к ативному освоению  и утверждения на практике всего нового, передового в науке, технике и культуре;

- усиление интереса к методологическим и теоретическим основам развития личности в профессиональном обучение, сближение понятийных аппаратов педагогики и психологии обучения.


РОЛЬ И ФУНКЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

I. Внешние и внутринние связи учебного процесса.

А. Внешние связи:

- общественные процессы и условия (производственные, экономические, политические и др.);

- объем и характер информации (научной, культурной, общественно-практической и др.);

- педагогический процесс как единство процессов обучения, образования, воспитания и развития;